В апреле 1942 года на Абердинском полигоне американцы провели испытания полугусеничного истребителя танков, вооруженного 6-фунтовой (57-мм) английской противотанковой пушкой, а точнее — её американским лицензионным вариантом М1. Эту машину, получившую обозначение Т48 57 mm Gun Motor Carriage, разработали по инициативе смешанной англо-американской комиссии по вооружению, и по замыслу последней она должна была поступить в армии США и Великобритании. Однако американцы уже планировали замену своих полугусеничных 75-мм САУ МЗ на более мощные М10, и 57-мм противотанковая САУ им оказалась не нужна. Поэтому в декабре того же года фирма Diamond T Company начала выпуск Т48 только для англичан.
В основу компоновки Т48 была положена компоновка бронетранспортера МЗ. Пушка M1, снабженная коробчатым щитом, устанавливалась за отделением управления. Расчет орудия и 99 выстрелов боекомплекта размещались в кормовой части кузова. Горизонтальные углы наведения орудия составляли по 27,5° на сторону, вертикальные: от –5° до +15°.
В течение 1943 года заводские цехи покинули 962 самоходные установки этого типа, из которых 680 отправили в Англию. Оставшиеся в Штатах 282 машины переделали в обычные бронетранспортеры. Но и в Англии Т48 не пришлась ко двору: 57-мм пушка уже не могла эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками — в её боекомплекте не было подкалиберных снарядов. К тому же англичане в тот период уже делали ставку на новую 17-фунтовую противотанковую пушку и поэтому поспешили «сплавить» 650 машин в СССР.
В Красной армии САУ получила обозначение СУ-57. Ими вооружили три самоходно-артиллерийские бригады: 16-ю, 19-ю и 22-ю. Последняя позже была преобразована в 70-ю гвардейскую самоходно-артиллерийскую бригаду. Каждая из них имела в своем составе по 60–65 СУ-57. Эти соединения придали соответственно 3-й, 1-й и 4-й гвардейским танковым армиям. Остальные машины поступили на вооружение разведывательных частей и подразделений. Разведроты танковых и механизированных бригад получили по отдельной батарее СУ-57 (4 единицы), мотоциклетные батальоны корпусов и отдельные мотоциклетные полки танковых армий — по дивизиону СУ-57 (8 единиц). Такой разноплановый подход к использованию импортных самоходок был обусловлен неопределенностью с их тактическим применением из-за явной устарелости артсистемы. В этой связи небезынтересно привести отрывок из доклада Управления командующего артиллерией 1-й гвардейской танковой армии о боевых действиях 19-й самоходно-артиллерийской бригады за июль — август 1944 года.
«За период боев вскрыты положительные и отрицательные стороны самоходных установок СУ-57.
Положительные стороны:
а) бригада СУ-57 является сильным подвижным противотанковым средством, способным при умелом управлении совершать большие марши за очень короткие сроки и появляться на тех участках, где этого не ожидает противник;
б) бронетранспортёр самоходной установки обладает большой скоростью и достаточной мощностью двигателя.
Отрицательные стороны:
а) самоходные установки не могут вести успешной борьбы с тяжёлыми танками противника, ввиду отсутствия подкалиберных снарядов;
б) низкая маневренность на поле боя, ввиду большой неповоротливости машин;
в) большие габариты установок требуют большой работы по окапыванию и маскировке от воздушного и наземного наблюдения противника;
г) отсутствие пулемета затрудняет борьбу с пехотой противника;
д) ограниченный угол горизонтального поворота пушки требует постоянного внимания по обеспечению флангов самоходных установок;
е) большая уязвимость от осколков и пуль радиатора и ходовой части бронетранспортера.
Вопрос тактического использования артиллерийской самоходной бригады СУ-57требует еще изучения и, главным образом, в вопросе управления боем бригады, организации взаимодействия, поддержки обычными частями.
С 15 июля по 31 августа 1944 года 19-я самоходно-артиллерийская бригада уничтожила пулеметов — 18, орудий — 16, минометов — 4, танков — 36, бронеавтомобилей — 13, автомашин — 33, складов — 4, повозок — 9 и до 230 человек пехоты, потеряв при этом 7 СУ-57».
По существу, САУ СУ-57 являлась бронетранспортером с усиленным вооружением. В соответствии с инструкцией по ее применению, разработанной к концу 1944 года не без влияния приобретенного боевого опыта, оборонительное вооружение СУ-57 существенно усилили. На экипаж из четырех человек полагалось иметь один пулемет ДТ или ДП и три автомата ППШ. Кроме того, по мере продвижения на запад, и в особенности после вступления на территорию Германии с ее развитой дорожной сетью, появилась возможность в полной мере реализовать высокие динамические характеристики самоходок. СУ-57 70-й гвардейской самоходно-артиллерийской бригады отличились в ходе Берлинской операции. 24 апреля бригада вышла к Эльбе в районе Виттенберга, но американцев не дождалась и была переброшена в район Бранденбурга, где с 27 апреля по 1 мая участвовала в жестоких боях по отражению многочисленных попыток 12-й немецкой армии генерала Венка пробиться к окруженному Берлину. 6 мая 70-я гвардейская самоходно-артиллерийская бригада вместе со всей 4-й гвардейской танковой армией начала знаменитый марш на помощь восставшей Праге, на улицах которой СУ-57 и провели свои последние бои в Великой Отечественной войне. Лёгкие танки - это моя тема!
Поискал в инете - ничего про неё не нашлось. Что это: миф или реальность?
вот такое мне встретилось лишь.. SU 57 Assault Gun (SU103) The SU 57 Assault gun was the combination of the US M3 Halftrack and the M1 57mm gun. The Soviet Union received 650 lend-lease vehicles from the USA. It was popular due to familiarity with the same gun from their Valentine tanks. Four SU Brigades were equipped with the SU 57: the 14th, 16th, 19th and 22nd SU Brigades. These were given SU 57 vehicles in February 1944 and all saw action in the Ukraine starting in mid-1944. They took part at the liberation of Romania in August 1944. In Flames Of War The SU 57 is a fast, hard-hitting tank destroyer. Its light and mobile. Its gun, while slightly out classed by enemy armour, is still deadly when it manages to flank its opponent. (с)
Может поможет. Еще был СтендМастер № какой-то, там был описан процесс сборки оного бронетранспортера, самого журнала у меня не сохранилось, поэтому номер сказать точно не могу.