Alex_Bronn, я тоже постараюсь отыскать ингридиенты как предложил Алексей. Но у меня есть вопрос. Допустим я нашёл ВСЕ ингридиенты, смешал их в соответствующей пропорции. Теперь надо красить. Это планирую сделать с помощью аэрографа. каким образом развести масляную художественную краску под аэрограф? И чем это сделать? (Предполагаю что Пиненом 4). И не убьёт ли эта смесь аэрограф. Это спрашиваю потому что ни разу не красил танк художественными красками с помощью аэрографа, всё использовал 4БО уже готовое от Тамии (смешивал Тамиевские краски как на фото)
Ankay, огромное спасибо за наводку! Я задал ему несколько вопросов в указанной Вами теме!
Теперь собственно о красках. Ещё раз попробую систематизировать два рецепта ЗБАУ с учётом возможности приобретения ингридиентов в художественных магазинах. Один рецепт, который любезно предоставил Алексей Макаров: 1. Крон свинцовый имеет жёлтый, лимонный и оранжевый цвет. Какой из них применять для этого рецепта? и можно ли чем-то заменить? 2. Охра имеет цвет от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого. Опять таки какую применять? ибо все три оттенка можно приобрести свободно в художественных мастерских и магазинах. 3. Мумия. Эта краска тоже имеет два вида: коричнево- чёрного и землистого красновато-коричневого цветов. Вот два скрина по этим краскаи Скорее всего для рецепта применяется именно Мумия минеральная. Однако проблема в том, что в магазинах она просто так не лежит хотя она в них известна, просто не пользуется спросом, по этому не привозят, и её нужно будет искать по инет-магазинам. Отсюда вопрос: можно ли её заменить другой, подходящей по цвету? 4. Цинковые белила. Это единственная краска с которой нет проблем - она есть в любом магазине! 5. Тяжёлый шпат. Это самый загадочный пигмент из всего списка! Это Бари́т (от др.-греч. βαρύς — тяжёлый), тяжёлый шпат — минерал бария из класса сульфатов, BaSO4. имеет прозрачный или белый цвет. Служит сырьём для производства бариевых солей, бариевых белил, эмали, глазури; Порошок этот сохраняет, однако, кристаллическое строение минерала и потому, несмотря на его превосходные качества в смысле прочности, светопостоянства, безвредности и пр., не может быть применяем в масляной живописи и находит широкое применение лишь в малярном деле и различных отраслях производства. Кроме того, он служит подмесью к свинцовым белилам, к которым приближается по своему удельному весу (4,48), для удешевления этого продукта, а также и для фальсификации цинковых белил и других красок. На его основе делают Баритовые белила. Баритовые белила по своему химическому составу также являются сернокислым барием и притом совершенно чистым. Неядовиты, применимы во всех видах живописи, с растворимым стеклом вступают в очень прочное соединение, почему являются весьма ценным материалом в силикатной живописи. Масла берут мало и сохнут с ним хорошо. Получается что Тяжёлый шпат это просто Баритовые белила , которых не найти, к сожалению! 6. Милори (железная лазурь). Берлинская лазурь (железная лазурь, прусский синий, парижская лазурь, прусская лазурь, гамбургская синь, нейблау, милори) — синий пигмент, Как видите названий этой краски много, по этому покупка такой краски не представляет проблем.
То есть итог таков: Крон, Охру, Цинковые белила и Милори можно свободно приобрести в художественных магаринах. Мумие можно заказать в интернет-магазинах. А вот как быть с Тяжёлым шпатом? Мыслю что Баритовые белила можно попробовать заменить титановыми белилами. И ещё надо определиться с цветом охры и Крона. Если кто уже пробовал делать ЗБАУ по этому рецепту прошу помощи! Очень хочется сделать именно этот цвет. Заранее благодарен! ВТОРОЙ рецепт. Его я взял вот от сюда: http://panzer35.ru/forum/22-13710-1 1. Свинцовые белила . Цвет белый. Найти тяжеловато, по крайней мере мере в худмагазинах Северодвинска. Но его можно попробовать заменить титановыми белилами (рассуждение ниже). 2. Цинковые белила. Цвет белый. но есть разница в оттенке. Наиболее очевидным различием белых красок в масляной живописи является цвет дисперсии. Самые распространенные и универсальные белые цвета белила титановые, белила цинковые и белила свинцовые. Они легко идентифицируются по своим характеристикам независимо от производителя, если изготавливаются из высококачественных пигментов. Титановые белила является самым блестящим, потому что диоксид титана отражает 97,2% падающего света и нейтральные цвета. Они также менее склонны к пожелтению. Цинковые белила, является самым холодным белым цветом, так как он имеет слегка голубоватый оттенок. Белила свинцовые являются наиболее традиционным белым цветом масла и имеет немного более теплый цвет. То есть получается что титановые белила это блестяще белый цвет, свинцовые белила это классический белый цвет а цинковые белила это белый цвет с голубоватым оттенком. Может есть смысл (при отсутствии свинцовых чернил) использовать титановые? Цинковые белила есть в наличии всегда. 3. Охра золотистая. Купил свободно. 4. Умбра жжёная. Купил свободно. 5. Графит отмученный. Этого не нашли. Придётся подбирать. Да и информации нет совсем. Нужно брать карандаш и идти подбирать. 6. Ультрамарин. Опять таки не сказано какой, ведь их тоже несколько видов. (тёмный и светлый). Я купил ультрамарин тёмный.
Итого по этой рецептуре: тут не известен и не понятен мне только цвет графит отмученный, попробовать заменить свинцовые белила титановыми. Остальные цвета есть. Буду пробовать. По идее конечный цвет обоих рецептов должен быть практически одинаковым. Попробую оба варианта. Если у кого есть информация по вопросам, возникшим по рецептам, очень прошу поделиться
Alex_Bronn, мне осталось отрыть графит отмученный. Я узнал что из него делают карандаши, то есть цвет попробую подобрать с карандашного цвета. Самому любопытно. Краску намешаю, выкрашу "кошку" и сюда выложу.
Добавлено (03.05.2016, 13:09) --------------------------------------------- И так. На сегодня полностью готова левая сторона и "передок". Вот так они выглядят:
Кстати ещё слово о покраске. Вот пример ясно видной грунтовки суриком. ЦМВС Т-28
Но при этом, с форума Немиров41. Цитата участника Андрея Карпова: "В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал. Дословно это звучало так (раздел о покраске).
.... ЗА прошедший (40-й год) удалось улучшить состояние дел с покраской танков. Это вызвано следующим:
1. Переходом на использование 4БО 2 Отказом от грунтовки машин железным суриком и переходом на грунтовку той же 4БО....
Оснований не верить ему не имеется. А посему возникает несколько вопросов.
1. Если переход на 4БО состоялся в 40-м году, то чем красили до этого? 2. Какой был цвет у этого "нечто"? 3. Что понимать под улучшением ситуации? Лучший внешний вид, соответствие неким наставлениям или же просто возможность обеспечивать массовый выпуск, не допуская простоев по вине "малярки"?
И пара мыслей уже от себя. Сурик как подоснова - материал темный, плотный и укрывистый. При прочих равных условиях, нанесенная на него краска будет темнее такой же, нанесенной на саму себя. Особенно это касается 4БО, которая не относилась вообще к разряду темных. Далее, имея в качестве грунта 4БО, собственно покрасочный слой мог наноситься менее тщательно (основа то одна!), что, в конце концов, опять-таки приводило к более светлому оттенку машины. Косвенным подтверждением этому является то, что на многих машинах лета 41-го видны заводские №№. Не тактические, а именно заводские, которые должны были быть скрыты после финиш-покраски. Вот такое любопытное свидетельство."
И ещё документальное:
"Вот цитата из доклада о выполнении заказов ГАБТУ заводом №183 за 1939 год. (РГВА, ф.31811, оп.2, д.1067, л.л.56-57) "Качество окраски в 1939 году значительно улучшилось за счет перехода на краску ЗБАУ и внедрения грунтовки краской ЗБАУ вместо сурика. На недоброкачественную покраску машин в 1937-38 годах было большое количество рекламаций. В 1939 году актов-рекламаций на покраску не поступало"."
Это же подтверждает альбом по БТ-7м 40-го года, где есть вот такие строки: Фото
Ну и для коллекции - статья с самой ранней известной выкраской 4БО: Статья С уважением, Александр.
Сообщение отредактировал Alex_Bronn - Вторник, 03.05.2016, 15:09
"Качество окраски в 1939 году значительно улучшилось за счет перехода на краску ЗБАУ и внедрения грунтовки краской ЗБАУ вместо сурика. На недоброкачественную покраску машин в 1937-38 годах было большое количество рекламаций. В 1939 году актов-рекламаций на покраску не поступало"."
То есть в ЗБАУ окрашивать начали с 1939 года (ну минимум с конца 1938 года). Так ведь? Тогда интересный вопрос возникает... а чем, собственно, красили ДО конца 1938 года???? Блин. Я запутался.
ЦитатаAlex_Bronn ()
Ну и для коллекции - статья с самой ранней известной выкраской 4БО: Статья
. Но ведь выкраска датирована 1938 годом!!!!!
ЦитатаAlex_Bronn ()
Это же подтверждает альбом по БТ-7м 40-го года, где есть вот такие строки: Фото
А тут требование окраски ЗБАУ от 1940 года!!!! То есть существовал период когда и ЗБАУ и 4БО существовали и применялись одновременно?! Но ЧЕМ, всё же, красили БТТ в 1934 - 1935 году!!!!!!!!
Добавлено (03.05.2016, 17:22) --------------------------------------------- Вот здесь ( http://dic.academic.ru/dic.nsf....A%D0%B0 ) нашёл вот это: .....Об окраске и маркировке первых советских танков известно гораздо меньше, чем об истории их создания и поэтому наличие приведенного здесь описания не окажется лишним. До 1926 года никакого единства в окраске и маркировке боевых единиц автобронечастей РККА не было. Встречались танки, окрашенные как в чисто зеленый цвет всех возможных оттенков, так и покрытые двух и даже трехцветным камуфляжем. Однако после принятия трехлетней программы танкостроения, а именно - весной 1927 года издается приказ "о единстве цвета и обозначения броневых единиц механизированных частей РККА". Согласно приказа все танки и бронеавтомобили должны были окрашиваться в светло-зеленый (травяной) цвет и нести единую условную символику принадлежности бронеединицы к подразделению..... Согласно этой статье цвет Т-29-5 должен быть светло-зелёный травяной. Дак какой цвет должен быть у Т-29-5 1934 - 1935 года выпуска!
" У нас до 1937 г. для окраски материальной части артиллерии применяласьзащитная краска ЗБ АУ. Состав этой густотёртой краски точно регламентирован не был; она должна была только содержать не менее 30% свинцового крона и не менее 24% натуральной олифы."
Далее:
"4БО разработана в 1937 году в НИИИТ (Научно исследовательский институт инженерной техники). Собственно 4БО это пигментная часть рецептуры 381т (смесь охры - 73,75%, крона оранжевого - 7,5% и зеленой окиси хрома - 18,75%), стертая на олифе. Вместе с краской 4БО в 1937 году была разработана краска 4БГ, имевшая в своем составе ту же пигментную часть (381т), но стертую не на олифе, а на глифталевом лаке. По ряду параметров (прочность к погоде, скорость высыхания и стойкость к иприту) краска 4БГ превосходила краску 4БО, но ввиду трудностей с массовым производством глифталевого лака, на снабжение РККА в конечном итоге была принята краска 4БО."
Тогда согласно приведенным выше документам в 1939 вместо грунтовки суриком стали грунтовать тем-же 3Б АУ. А уже видимо к концу 1940-го устаканился состав 4БО и тогда уже он пошёл массово...
Если я не прав - поправьте... С уважением, Александр.
Качество окраски в 1939 году значительно улучшилось за счет перехода на краску ЗБАУ и внедрения грунтовки краской ЗБАУ вместо сурика. На недоброкачественную покраску машин в 1937-38 годах было большое количество рекламаций. В 1939 году актов-рекламаций на покраску не поступало"."
Я это понимаю так: в 1939 году , в сравнении с 1937-38 годами, не было нареканий по покраске потому, что качество улучшилось за счет 1) перехода на краску ЗБАУ, 2) и внедрения вместо грунтовки того же ЗБАУ. А вот в 1937-38 годах такие нарекания были так как красились БТТ не ЗБАУ а красились в светло-зелёный (травяной) цвет :
ЦитатаRosich5618 ()
весной 1927 года издается приказ "о единстве цвета и обозначения броневых единиц механизированных частей РККА". Согласно приказа все танки и бронеавтомобили должны были окрашиваться в светло-зеленый (травяной) цвет и нести единую условную символику принадлежности бронеединицы к подразделению....
Мне кажется (я так понял из вышенаписанного) что до 1927 года красили в зелёный кто как горазд (разные оттенки), с 1927 года это было устаканено приказом "о единстве цвета и обозначения броневых единиц механизированных частей РККА". а так как на краску было много нареканий вообще то с 1939 года ввели единый стандарт цвета краски ЗБАУ и грунтовку заменили тоже ЗБАУ. Но так как ЗБАУ довольно таки быстро определялась противником с помощью определённых фильтров для оптики то параллельно разрабатывая краску 4БО которая была бы более всего не подвержена дешифрованию. Её ввели в войска в 1940 году.
"Разжевать" не получится, т.к. когда вводилась на снабжение РККА краска ЗБАУ я особо не искал и не знаю, эта тема все еще ждет своего исследователя ) Искать нужно в РГВА в фонде 22 (Главное военно-инженерное управление). Также информация об окраске танков и бронемашин на конкретную дату должна быть в технических условиях на их изготовление и приемку, кое-какие ТУ тоже лежат в РГВА, фонд 31811 (ГАБТУ) опись 3. По моим прикидкам (документально доказать не могу) ЗБАУ начали использовать в первой половине 30-х годов.
Небольшие комментарии:
"В одной из бесед с М.Коломийцем (речь шла о производстве первых Т-34 и о 4БО) он упомянул о некоем отчете военпреда на ХПЗ за 40-й год. По его словам, он видел этот отчет давно, когда в ЦАМО еще не давали документы на ксерокопирование. Кое-что он выписал."
В ЦАМО отчета о работе завода № 183 за 1940 год никогда не хранилось. Этот отчет находится в РГВА.
"Вот цитата из доклада о выполнении заказов ГАБТУ заводом №183 за 1939 год. (РГВА, ф.31811, оп.2, д.1067, л.л.56-57)"
У меня большие сомнения на предмет приведенной ссылки, в ближайшее время постараюсь проверить.
"То есть в ЗБАУ окрашивать начали с 1939 года (ну минимум с конца 1938 года). Так ведь? Тогда интересный вопрос возникает... а чем, собственно, красили ДО конца 1938 года????" "Но ведь выкраска датирована 1938 годом!!!!!" "То есть существовал период когда и ЗБАУ и 4БО существовали и применялись одновременно?!"
Рецептура 4-БО и 4-БГ была разработана в НИИИТе в 1937 году, в 1938 и 1939 сама краска и способы ее нанесения доводились до ума в том же НИИИТе. С середины 1940 года освоено массовое производство и 4-БО стала поступать на заводы, заменив собой ЗБАУ. Т.е. технику начали окрашивать 4-БО с середины 40 года.
Сообщение отредактировал Макаров_Алексей - Среда, 04.05.2016, 09:36