[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Panzer35 - галерея работ Евгения Гречаного - основателя форума » Великобритания » M3 Stuart I, Африка, 18 ноября 1941 г. (Academy 13270)
M3 Stuart I, Африка, 18 ноября 1941 г.
panzer35Дата: Четверг, 07.05.2020, 22:22 | Сообщение # 1
Commander of UN forces
Группа: Администраторы
Сообщений: 8479
Репутация: 464
Статус: Оффлайн
Здравствуйте уважаемые друзья!

Предлагаю вашему вниманию модель танка M3 Stuart I от фирмы Академия.

После окончания Первой Мировой войны Великобритания вела политику экономии на своих вооруженных силах, поэтому к началу Второй Мировой оказалась не готова. Особенно это коснулось танковых войск – по сути их просто не стало, в конце 30-х готов пришлось все создавать заново: и сами танки разрабатывать, и танкистов обучать. Понятно, что мгновенно все это сделать было невозможно.

Потеря большого количества техники во Франции вовремя ее разгрома немцами еще более усугубила ситуацию: англичане не могли набрать достаточного количества танков даже для укомплектования одной танковой дивизии в Африке. И если итальянцев удалось разгромить той техникой, что была в наличии, то неожиданно появившегося в Африке Роммеля с двумя немецкими танковыми дивизиями, остановить было невозможно. Поэтому англичане обратились к США с просьбой о поставке танков. Америка как раз приняла закон о ленд-лизе и была готова поставлять все что угодно, в том числе и свои новейшие танки. А танк у них был только один – М3 легкий.

Летом 1941 года промышленность США никаких танков больше не производила. Хорошо, что успели хотя бы легкий М3 разработать –
Америка пока в войну не вступила, хотя к ней и готовилась: разработка новых средних танков шла полным ходом. Так как выбирать было не из чего, то англичане закупили М3, которому дали имя «генерал Стюарт». Первые 84 машины прибыли в Египет в июле 1941 года. Все прибывающие танки сразу начали дорабатывать: удалили пулеметы из спонсонов, добавили всевозможные ящики и держатели для канистр, монтировали на танки систему крепления брезентовых экранов, чтобы танк со стороны выглядел как грузовик.

Вообще-то, Стюарт не подходил под английскую классификацию танков: для пехотного имел слабую броню, а для крейсерского –
слишком малый запас хода. М3 мог проехать на одной заправке всего около 100 км. Но это на Европейском ТВД, а в пустыне дальность пробега сокращалась до 50-60 км. В общем, танки надо было постоянно дозаправлять, что было очень неудобно.  В итоге, решили использовать Стюарты как крейсерские и вооружили ими одну из трех бригад знаменитых «крыс пустыни» -  7-й танковой дивизии. 4-ябригада этого соединения имела в своем составе 165 Стюартов к началу  операции «Крусейдер» 18 ноября 1941 года.

Вообще, британская 7-я ТД в составе трех бригад имела на вооружении 453 танка – в основном «Крейсеры» А10/А13 и «Крусейдеры». Надо сказать, что по численности танков она соответствовала советской и немецкой танковой армии второй половины войны. Правда, почти не имела средств усиления – мотопехоты и артиллерии – дань предвоенной ошибочной теории полковника Фуллера. Согласной ей танки в одиночку решали все вопросы на поле боя. Практика показала, что это невозможно: танки уничтожались противотанковой артиллерией пехоты на раз-два. Советские теоретики танковой войны тоже повелись на эту теорию – отсюда создание огромных мехкорпусов на 1000 танков без мотопехоты, артиллерии, эвакуационных служб и служб обеспечения:  все это сгорело в пламени первых месяцев войны.Немецкое военное руководство оказалось более продвинутым: они сообразили, что танки – это только одна из составляющих блицкрига. А работать должна вся система целиком: авиация разведывает и бомбит, артиллерия размягчает оборону, танки ее прорывают и выходят на оперативный простор, а мотопехота зачищает территорию. Британские и советские командующие поняли это не сразу, а в результате кровопролитных боев с немецкой военной машиной…

Задачей операции «Крусейдер» в Северной Африке были:снятие осады с порта Тобрук,  разгром Роммеля и освобождение севера Ливии – Киренаики. К ноябрю 1941 года англичанам удалось накопить внушительную силу в 700 танков первой линии, плюс около 200 резервных. У немцев было менее 200 пушечных танков Pz III/IV плюс 135 итальянских М13-40.Учитывая двукратное превосходство англичан в авиации, были все шансы на победу. Так и произошло – осада Тобрука была снята, Киренаика была очищена от итальянцев и немцев, а почти все танки Роммеля уничтожены. Это была реально большая победа, правда, оказалось, что промежуточная – не было сил добить Роммеля окончательно: все ресурсы истрачены, войска измотаны. Победа в операции «Крусейдер» далась непросто – англичане потеряли 100 процентов своих танков. Правда, поле боя оставалось за ними, танки восстанавливались и снова вводились в бой.

«Стюарты» показали себя очень надежными машинами –отказы были штучными. Правда горели хорошо – высокооктановый авиационный бензин
и слабая броня этому весьма способствовали. Еще одной проблемой было то, что командир танка был и наводчиком пушки – поле зрения через прицел было узким, поэтому все поле боя командир контролировать не мог. Экипажи пытались приспособиться – так командир вжимался в заднюю стенку башни и наблюдал за полем боя через командирскую башенку, а за прицел пушки пролезал стрелок-радист. Конечно, было очень тесно, но это хоть как то решало проблему. Так как вращающегося полика в башне не было, то при таком размещении экипажа ни о каком вращении башни речи не шло – наводить пушку надо было корпусом танка. Точную наводку делал уже стрелок-радист посредством плечевого упора пушки. Прицел был плохой, как и вся оптика танка - все это отрицательно влияло на точность выстрела.

В британской армии «Стюарты» получили прозвище «Honey» за свою надежность – к этому времени английские танкисты уже намучились со своими «крейсерами», ломавшимися почти каждый день. «Honey»примерно соответствует современному термину «красавчик», что по большому счету значит «молодец».  Но это было до начала боев – реальные бои показали слабость «красавчика»… Поэтому с появлением в начале 1942 года в Африке средних М3 «Грант» «Стюарты» из первой линии переводились в разведывательные подразделения. Через год после операции «Крусейдер» во второй битве при Эль-Аламейне они составляли около 10% от всего наличия танков в английской африканской Восьмой армии…

Модель танка М3 «Стюарт» корейская фирма Академия выпустила в 2002 году. До нее этот танк делала только Тамия – дизельный М3 американской армии. Здесь же корейцы сделали бензиновый вариант, да еще и с британскими доработками – ящиками и экранами, за что их можно похвалить. Коробка у модели очень эффектная – «Стюарт» с именем «Бэллман» несется в атаку по пустыне, вокруг него другие танки: прямо погружаешься в атмосферу боя, люблю такие боксарты. В рисунок, правда, вкрались ошибки – «Бэллман» погиб 19 ноября 1941 года, а танки «Грант» начали поступать в Африку весной следующего года. Номер танка на картинке тоже ошибочен – Т28035, а должен быть – Т28037. Эта же ошибка повторяется и в декали на модель. В общем, с самого начала корейские «академики» демонстрируют ляпы, очевидные любому, кто хоть немного интересуется темой боев в Африке.

Перед тем как собрать модель, ищу в сети фото собранных моделей, чтобы понять, в каком направлении двигаться. Особенно интересны продвинутые работы коллег - когда есть чему поучиться. Со «Стюартом» в африканской версии вышла проблема – не удалось найти эффектно собранных моделей: одни игрушки, причем, по фото иногда кажется, что это масштаб 1:72, а не 1:35. Как оказалось, проблем подбросил производитель – все детали британского обвеса непомерно толстые. Такое впечатление, что Академия временно резко утратила технологию изящного литья, или заказала пресформы какому-то стороннему производителю, который подошел к задаче наплевательски… В общем, начав работу над моделью и собрав корпус с башней, понял, что пока не готов решать ее проблемы так сразу – забросил работу на пару лет. И вот сейчас решил доделать, попробовав из игрушки сделать что-то более или менее приемлемое. Для начала смотрим на заглушки пулеметов в спонсонах корпуса – то, что дает Академия, ставить нельзя – заменил на кусочки листового пластика. Ограждение передних фар сточил до приемлемой толщины и закрыл их касками– обычная практика англичан по защите фар в Африке. К фарам добавил проводку из проволоки. Подножка на нижнем лобовом бронелисте тоже толстая – надо стачивать. На башне из фольги сделал упор для крышки башенного люка – все равно вышло грубовато, так как этот упор сваривался из уголков: надо было еще тоньше сделать все.

Верхняя часть траков гусеницы у танка защищена противопылевым экраном и на нем по каждому борту крепятся три вертикальные планки, доходящие до середины опорных катков. Эта конструкция применялась на ранних «Стюартах» - к ним крепился брезентовый экран на проволочном каркасе. Он закрывал ходовую часть танка – защита от пыли, и от разведывательных самолетов противника при монтаже брезентовой конструкции фальш-грузовика. Эти планки Академия дала прямо броневыми листами по своей толщине. Какой-то ужас…  В общем, вырезал их из листового пластика,просверлил в них отверстия и добавил из фольги петли крепежа экрана.

Добавил так же характерную для англичан поклажу от Condor: канистры, ящики, воронку, скатки. Бутылка – Миниарт, каски,фляжки, лопата – ИСМ. Ручки на люки и трос – металлические. Фигура командира – от тамиевского Валентайна. Красил танк по схеме, что дает Стивен Залога в книжке издательства Оспрей по этому танку. Крайнюю цифру номера танка поменял – благо, что на листе декали из набора есть еще один номер с цифрой «7». Название танка «Бэллман» дано немного не тем шрифтом, в общем Академия подкачала везде…  Вот что получилось в итоге, вроде бы чуть лучше, чем исходник, но все равно заметна грубоватость модели. Плюс, похоже, что башня танка меньше чем надо – по высоте где-то на 2 мм, поэтому модель смотрится несколько кургузо: на фото реальных танков «Стюарт» выглядит действительно «Honey»- молодцом. Надеюсь, что Тамия, не так давно выпустившая М3, сделает и его британский вариант на новом уровне качества.

Итак, Северная Африка, раннее утро 18 ноября 1941 года – начало операции «Крусейдер». Танк М3 «Bellman» в составе британской 7-й танковой дивизии начинает выдвигаться на Тобрук – помочь осажденному городу и разгромить войска итальянцев и немцев. Огромная масса танков – 450 штук - прогревает моторы, впереди 160 км стремительного марша по открытой пустыне. Командир нашего танка уточняет по карте  местоположение Габр-Салеха - первого населенного пункта, который надо достичь, он в 40 км впереди – там будет привал и дозаправка. Авиационный мотор танка жрет топливо очень хорошо – поэтому экипаж взял с собой запас в канистрах. Танков вокруг очень много, просто бескрайнее поле – это внушает оптимизм и веру в скорую победу.

Победа будет, но достанется она англичанам не сразу и очень высокой ценой…

Во второй половине дня 7-я ТД достигнет Габр-Салеха. Англичане рассчитывали здесь застать танки Роммеля, но их не оказалось – а авиаразведка не велась из-за нелетной погоды. На следующий день броневой кулак дивизии был разделен на 3 части: одна бригада «Крусейдеров» помчалась дальше на Сиди-Разех и потом на Тобрук, вторая бригада повернула налево на Бир-эл-Губи, где ввязалась в тяжелые бои с хорошо окопавшейся итальянской танковой дивизией «Ариэте», а третья бригада, точнее №4 осталась на месте и попала под удар 5-го танкового полка 21-й ТД германского Африканского корпуса и понесла первые потери – около 20 танков «Стюарт». Среди подбитых танков будет и наш «Бэллман» - 50-мм снаряд немцев пробил башню рядом с бело-красной британской маркировкой – она оказалась хорошей прицельной маркой для немецких наводчиков: как раз перед боями экипаж нашего танка ее подкрасил для лучшей заметности…  После операции «Крусейдер» такие обозначения на танки больше не наносили.

После первого столкновения с немцами 4-ятанковая бригада «Стюартов» ринулась дальше на Зиди-Разех, где вела тяжелые бои за эту авиабазу. В ночь с 22 на 23 ноября немцы застали врасплох спящих британских танкистов, захватив в полной исправности 35 «Стюартов» вместе со штабом бригады. Немцы потрепали и другие две бригады 7-й ТД, в итоге, на 5-й день операции к концу дня 23 ноября, из 453 танков 7-й ТД остались в строю всего 75 машин – очень похоже на полный разгром, но это не так. Танки ремонтировали и отправляли снова в бой - впереди был еще месяц боев и первая, очень значимая, но пока еще не окончательная, победа англичан над Роммелем…








































Ваш, Евгений Гречаный.
 
shermanm4Дата: Пятница, 08.05.2020, 07:41 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Участники
Сообщений: 2498
Репутация: 209
Статус: Оффлайн
Отличный Стюарт.Поздравляю с пополнением!
Интерьером пренебрегли? А куда выбросили?:)))
Может бартер на что-то?
 
swat0russiaДата: Пятница, 08.05.2020, 08:36 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Участники
Сообщений: 1366
Репутация: 113
Статус: Оффлайн
Когда вы их делать успеваете?))) смотрится круто))

С уважением , Алексей.
 
alexfedor49Дата: Пятница, 08.05.2020, 09:18 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 778
Репутация: 18
Статус: Оффлайн
Да производительность на высоте! Отличная модель!
 
panzer35Дата: Пятница, 08.05.2020, 11:49 | Сообщение # 5
Commander of UN forces
Группа: Администраторы
Сообщений: 8479
Репутация: 464
Статус: Оффлайн
Коллеги, спасибо всем за доброе слово!

Интерьер отложил - вдруг пригодится ))

Да модель то я давно подсобрал, в тексте написал - пару лет назад. Сейчас только доделал мелочи и покрасил, а это времени занимает немного.

Да и самоизоляция способствует ))...


Ваш, Евгений Гречаный.
 
IgonДата: Пятница, 08.05.2020, 13:09 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 427
Репутация: 30
Статус: Оффлайн
Информативно и узнаваемо. Подпись на фото можно не ставить  smile 
Фрагмент военной истории добавляет реалистичности и способствует погружению. Интересно читать и смотреть thumbup
 
panzer35Дата: Пятница, 08.05.2020, 13:18 | Сообщение # 7
Commander of UN forces
Группа: Администраторы
Сообщений: 8479
Репутация: 464
Статус: Оффлайн
Ну отлично, рад, что кто-то читает и не пишет: много букофф )

Ваш, Евгений Гречаный.
 
ПайперДата: Пятница, 08.05.2020, 15:04 | Сообщение # 8
Ген. Секретарь ООН
Группа: Администраторы
Сообщений: 6440
Репутация: 382
Статус: Оффлайн
Женя, наоборот, читать очень интересно. И в этот раз узнал многие интересные моменты, - например, про 50-км запас хода. up

Don`t war, make kits ;)
 
panzer35Дата: Пятница, 08.05.2020, 15:29 | Сообщение # 9
Commander of UN forces
Группа: Администраторы
Сообщений: 8479
Репутация: 464
Статус: Оффлайн
Олег, хорошо ) 

Сам погрузился в эту тему, тоже не знал, что так сокращался запас хода по пустыне  smile


Ваш, Евгений Гречаный.
 
Serg7Дата: Пятница, 08.05.2020, 19:42 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Мастера
Сообщений: 7778
Репутация: 925
Статус: Оффлайн
И снова вкусно приготовил, Евгений! up
 
panzer35Дата: Пятница, 08.05.2020, 21:12 | Сообщение # 11
Commander of UN forces
Группа: Администраторы
Сообщений: 8479
Репутация: 464
Статус: Оффлайн
Сергей, привет!

Работаем дальше  smile


Ваш, Евгений Гречаный.
 
Форум » Panzer35 - галерея работ Евгения Гречаного - основателя форума » Великобритания » M3 Stuart I, Африка, 18 ноября 1941 г. (Academy 13270)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Top.Mail.Ru
Сайт-форум моделистов © 2024
Интернет-магазин маштабных стендовых моделей