Предлагаю погрузиться в середину 30-х годов прошлого века и представляю вашему вниманию модель танка Т-28 от фирмы Звезда.
Конфликт на КВЖД в 1929 году показал руководству СССР, что Красная Армия может справиться с полупартизанскими формированиями востока, да и то с трудом. Какой же будет результат, если случится война с европейской армией, вопрос открытый … Поэтому в 1930 году была принята большая программа модернизации армии, и ее ударной силы – танковых войск. Согласно ей в СССР наладили выпуск легких танков БТ и Т-26 – копий западных машин. А вот средние и тяжелые танки копировать не стали – британские образцы не понравились отечественным специалистам. Поэтому решили делать такие танки сами. И сделали, причем в кратчайшие сроки. Они просто поразительны. Уже в 1934 году выкатили Т-28 – сильнейший средний танк своего времени. Да, пусть он был «сырой» и страдал детскими болезнями, но надо понимать, что в то время СССР был бедной страной – не было специальных материалов, вооружения, опытных конструкторов и рабочих. Все приходилось создавать и придумывать почти на пустом месте. Заново создавались новые производства, обучались люди. По мере поступления танков в войска обучались танкисты, разрабатывалась тактика применения танков. В общем, время было очень непростое, хотя когда у нас в России были простые времена? За 5 лет серийного производства Т-28 стал вполне себе надежной машиной. И хорошо себя проявил в Финской войне, показав, что именно за средним танком будущее. А все легкие танки с их противопульным бронированием можно списывать на свалку истории… Моя история с моделями танка Т-28 началась в 90-е годы прошлого века. Тогда появился Т-28 от ИСМ, его быстро и собрал. Второй раз добрался до Т-28 через 20 лет в 2018 году, собрав модель от фирмы «Хобби Босс». При сборке сетовал – почему же наша отечественная фирма «Звезда» никак не сделает модель знаменитого танка. И вот, всего лишь спустя год, держу в своих руках новинку «Звезды» - Т-28. Боги моделистов услышали меня, надо подумать, чего бы еще захотеть ))… К продукции отечественных производителей отношусь критично, и чуда не жду – все-таки здесь в России и рынок мал, возможности и требования покупателей не те. Открыв коробку, поразился количеству деталей у модели. На мой взгляд, «Звезда» в последнее время увлекается разбивкой на мелочи. Здесь тоже это присутствует, но, только если делать открытую ходовую часть танка. То же самое есть и у «Хобби Босса». А вот если все закрыть экраном, то дело заметно упрощается и работы становится поменьше.---Основная сложность модели – собрать корпус. Жаль,что он состоит из множества деталей, но это, наверное, издержки возможностей производства. После сборки корпуса все остальное собирается уже довольно просто и быстро. За день модель вполне собираема: в 14 часов сел, а в 2 ночи работу завершил. Еще пару вечеров надо на окраску и тонирование. Из положительных моментов отмечу траки – собираются очень быстро и просто, причем рельеф их очень неплох. Еще порадовало, что нет травления, а то китайцы уже надоели – делают его жестким, суют туда, где можно было бы из пластика все отлить. Поставив модель рядом с Т-28 от Хобби Босса заметил, что Т-28 от Звезды уже и короче. Кто здесь прав – трудно сказать, обе модели полностью в чертежи из книги Максима Коломийца не садятся. Для придания модели колорита добавил поклажу – дополнительную кирку, топор, кувалду, канистры и ящик от Condor. Так же добавил – цепь, еще трос, брезент из бумажной салфетки. Так как модель от «Звезды», то будет уместна и фигура от этого же производителя – танкист из ставшего классическим набора ранних танкистов Красной Армии. Только голова заменена на Condor.
Итак, идет лето 1936 года. Воентехник Федор Дудко участвует в полевом выходе танков Т-28 6-й тяжелой танковой бригады им. С.М. Кирова. Человек этот был кипучей энергии – кадровый танкист, постоянно вносил рационализаторские предложения в процесс обучения танковому делу и в освоение новейших танков, ведь для того времени Т-28 был довольно сложной машиной. Был одним из зачинателей стахановского движения среди танкистов. За свою работу он был награжден орденом «Знак Почета». С началом Советско-финской войны бригада им С.М.Кирова (теперь уже под номером 20) была сразу брошена в бой. Т-28 стали применять для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос противника – именно для этого они и создавались. Но на каждой войне любая армия сначала учится воевать. Здесь случилось то же самое. С наскока финнов победить не вышло. Федор Дудко принимал активное участие в боях, героически проявив себя не только в атаках, но и в организации эвакуации и ремонта подбитых танков. Надо сказать, что все Т-28 бригады восстанавливались от 3 до 5 раз. После неудачных декабрьских боев наш герой обучал танкистов вождению танков по сильно пересеченной местности – тут он был просто асом. 11 февраля 1940 года Красная Армия начала новое, уже хорошо подготовленное наступление. Теперь только артподготовка длилась 2 часа 20 мин – по силе сравнима с артподготовкой эпических боев под Верденом в Первую мировую войну. Федор Дудко в первых рядах рванул на своем Т-28 вперед, за рычагами сидел сам. Вражеский снаряд пробил броню танка и тяжело ранил его. Несмотря на ранения, наш герой продолжал управлять танком и только после еще и пулевых ранений товарищи вынесли его из боя. Федор Дудко скончался в тот же день. Посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза». На момент гибели танкисту было всего 29 лет. Вот такие были люди. Согласен с историком Алексеем Исаевым – это было поколение титанов: такую страну построили на развалинах империи и в следующей войне непобедимого врагаодолели…
Только вот бортовые экраны... На них не понятно, то ли это камуфляж нанесен, то ли грязь. Присмотревшись, понимаешь, что это грязь. Но иногда при беглом взгляде видится камо
Классно! Скорость сборки и итоговый результат - отличный! "Вот только этого и не хватало, нашему славному гвардейскому экипажу..." Сержант Домешек, (На войне как на войне).
Если у автора модели есть фото подтверждающее наличие поздних опорных катков (согласно классификации М.Коломиеца) на Т-28 в 36-м году, то прошу поделиться.