Здравствуйте уважаемые друзья! Предлагаю вашему вниманию модель танка М1 Шерман отфирмы Тамия. М1 – израильское обозначение танка Шерман М4А1 с длинноствольной 76-мм пушкой. Эта модель американского танка М4 - аналога нашего Т-34, появилась на полях сражений в Европе летом 1944 года и воевала до конца войны. Несмотря на несколько большую, по сравнению со стандартным для Шермана 75-мм орудием бронепробиваемость, танк не давал танкистам союзников преимуществ над германскими оппонентами. М4 мог поразить Пантеры и Тигры в борт или корму, то есть только с выгодной позиции, которую еще надо было успеть занять. Немцы же жгли Шерманы любыми противотанковыми средствами. Причем потери были столь высоки, что несмотря на всю свою производственную и логистическую мощь, союзники постоянно испытывали нехватку танков… Свою войну за независимость 1948 года Израиль выиграл при помощи импровизированной бронетехники и разного броне-хлама, оставшегося от англичан. После окончания войны на вооружении осталось всего около 40 Шерманов, поэтому армия полагалась на пехотные части. В начале 50-х годов арабские соседи Израиля, и прежде всего Египет, стали получать современную бронетехнику из Великобритании и СССР. Естественно, что в Израиле озаботились обновлением своего бронепарка. Проблема была в эмбарго, которые наложили США и Великобритания на поставку военной техники. Поэтому единственной развитой страной, у которой можно было чем-то поживиться осталась Франция. Франция имела свой зуб на Египет, который поддерживал сепаратистов в Алжире, поэтому сразу удалось наладить контакты. У французов была пушка CN 75-50 – клон орудия Пантеры. Ее израильтяне и захотели получить – установив на свои Шерманы, а также на танках AMX-13, которые тоже заказали во Франции. При этом Израиль скупал везде по Европе танки Шерман по цене металлолома – денег у молодой страны было мало, а тут появлялась перспектива получить неплохой танк за недорого. Французы пошли навстречу и разработали проект Шермана с новой пушкой - М50, но дело продвигалось очень медленно, а новая война была на пороге. Поэтому Израиль заказал во Франции танки М4А1 76-мм – 100 шт, причем брали их с армейских складов в состоянии «как есть», главное – чтобы быстро. При этом поставки были тайными – разгружали корабли по ночам. Поэтому появление у Израиля танков, могущих бороться с Т-34-85, стало для арабов сюрпризом. Правда, танки поступили всего за 2 недели до начала войны 1956 года – когда Франция и Англия попытались запретить Насеру национализировать Суэцкий канал, а Израиль попутно решал свои задачи по обеспечению безопасности границ от боевиков. Поэтому в войне приняли участие штучные машины, остальные поступали в учебные подразделения. Для уже морально устаревших М4А1 в Израиле началась вторая жизнь: они использовались в оригинальном варианте, потом перевооружались французской 75-мм пушкой до варианта М50, а позже – еще более мощной французской 105-мм пушкой до варианта М51. А после окончания службы в армии Израиля, в конце 1980-х годов были проданы странам Латинской Америки. Вот такая судьба этих машин … Теперь перейдем непосредственно к модели. Танки Шерман занимают в моей коллекции немало места –20 штук на сегодняшний день – 18 июля 2019 года. Почему так вышло – даже и не знаю, как-то они сами собой собирались. В мире моделистов любителей Шерманов называют Шерманоголиками – наверное что-то от этой зависимости есть и у меня ))… Японская фирма Тамия выпустила израильский М1 Шерманв 2011 году. Вообще, почему это вдруг японцы заинтересовались техникой Израиля – непонятно. Да, в 1988 году Тамия выпустила модель танка Меркава 1, но после этого про Израиль забыла на долгие годы, хотя бронетехники интересной там немало. И вот бац – именно израильский Шерман. Хотя можно было сделать его же в варианте Второй мировой войны. Сложно понять японцев))… Модель, как всегда у Тамии несложна в сборке. Правда,она не целиком новая – ходовая старая, 80-х годов, дубовая. Ну ничего – все вполне собираемо. Как обычно, на Шерманах Тамии вместо проволочных ручек на люках даны пластиковые выштамповки – их поменял на проволоку. При сборке башни получается шов – убрал его и усилил фактуру литых стенок башни разведенной шпаклевкой. Как обычно, производитель дает убогий пулемет М2 – заменил его на пулемет от Таски/Асуки – изящное изделие, украсит любой американский танк. Сделал забытые Тамией крепления передних крыльев из полосок пластика. Добавил усиливающие планки и буксирные серьги на передние буксирные устройства. Высверлил фары и чуть уменьшил толщину ограждения фар – непонятно, почему Тамия не льет их потоньше, ведь Таска это смогла сделать более 10 лет назад. Добавил поклажу от Condor Model, металлический трос, хлястики накрепления инструментов. Красил и тонировал тамиевской химией. Вот такой вышел несложный и малозатратный по времени проект.
Итак, ноябрь 1956 года, Израиль, пустыня Негев.Молодой израильский танкист осваивает свежеполученный из Франции танк. Машина не новая, прошла войну, потом непростую 10-летнюю эксплуатацию в армии Франции, год стояла без движения – ее бы списать, а тут надо воевать учиться. Идет война – каждую минут может поступить приказ выдвигаться на передовую. Танкист напряжен и не унывает – отвоевали возможность жить на земле предков 8 лет назад, победим и сейчас. На танк экипаж нанес скрещенные кости от пиратского флага «Веселый Роджер» - бойтесь враги танкистов Израиля, жаль череп нарисовать командир роты не разрешил. Не поможет арабам новейшая техника – мы все равно сильнее, несмотря на старые танки. Сильнее духом. А умения наберемся на учениях и в боях. А будет их еще немало… _______
Сухая кисть обычно применяется для подчеркивания рельефа. Здесь же - имитация песчаной извазюканности танка - смотрел по фоткам... Ваш, Евгений Гречаный.