Предлагаю вашему вниманию модель израильского танка Меркава 1 от фирмы Таком.
Танк Меркава был принят на вооружение армии Израиля в 1979 году и сейчас его 4-я генерация является символом израильской танковой мощи – на данный момент несокрушимой для возможных противников Израиля. Конструкция танка весьма необычна – моторное отделение спереди, а боевое – сзади. Такое расположение предложил командующий танковых войск Израиля, легендарный Израэль Таль. Он по праву может считаться отцом Меркавы – пробивать этот проект было ему очень непросто: программа по созданию танка была весьма дорогой, точнее надо было создать целиком танковую промышленность, до этого у Израиля были только предприятия танкового ремонта и модернизации.
Войны 1967 и 1973 годов стали победными для Израиля,но потери в танковых войсках были неприемлемо высокими. И если танки можно было отремонтировать, то потеря опытных танковых экипажей стала очень большой проблемой. Так после войны 1973 года, когда арабы массово применили ПТУРы и РПГ-7, потребовалось 4 года для восстановления боеспособности танковых войск Израиля.
В конце 1960-х годов в Израиль прибыли 2 британских танка Чифтен для испытаний – они очень понравились генералу Талю, он говорил, что один Чифтен стоит роты Центурионов. Поэтому Израиль реально рассчитывал на лицензионное производство Чифтенов у себя в стране – наконец-то появлялась возможность качественного технического превосходства над советской бронетехникой, на которой воевали арабы. Но англичане оказались ненадежным партнером – они пошли на разрыв сделки под давлением арабских государств. В итоге, у Израиля осталось только два пути: или снова модернизировать Паттоны и Центурионы, или проектировать свой танк.
Доводы за разработку своего танка пошли к высшему руководству Израиля с двух сторон. С одной стороны, министерство финансов подсчитало, что выпуск нового танка будет не на много дороже модернизаций старых. А с другой стороны, генерал Таль настаивал, что Израилю нужна независимость от иностранных поставщиков. В итоге, удалось убедить правительство пойти на определенный риск и создать свой собственный танк. Танк, который должен был стать лучшим в мире, по крайней мере, для тех войн, что ведет и будет вести Израиль в будущем.
Генералу Талю удалось собрать команду инженеров,которые смогли воплотить его идеи в металл. Начальником конструкторского бюро был подполковник Израель Тилан – его тоже можно назвать одним из отцов Меркавы. Так как своего танкового производства в Израиле не было, то Тилану и его инженерам приходилось импровизировать. Так, например, на Меркаве хорошо заметны катки от Центуриона. Подвеска – тоже его, только существенно переработанная. Видны воздушные фильтры от М60, американские же двигатель и трансмиссия. И так далее. В результате такого компромиссного подхода удалось ускорить разработку танка и удешевить его производство.
Официальная церемония по передаче первых 11 танков Меркава 1 танкистам знаменитой 7-й танковой бригады прошла 29 октября 1979 года – в День Танковых войск Израиля. Наступила новая эпоха в ближневосточных войнах – эпоха Меркавы. Теперь, израильский танкист осознавал, что он находится в самом защищенном танке в мире. Поэтому мог спокойно выполнять свою боевую работу. Начавшаяся в 1982 году 1-я Ливанская война подтвердила заложенные Талем и Тиланом в конструкцию Меркавы принципы приоритета защиты экипажа над другими параметрами танка – несмотря, на попадания, потери в экипажах Меркав были минимальны. И это в тяжелейших боях в городской застройке – по своей сложности они стоят на втором месте после штурма Берлина Красной Армией в 1945 году.
Модель танка Меркава 1 японская фирма Тамия выпустила в 1983 году. Для своих лет – замечательная модель, если заменить траки, то и сейчас она вполне актуальна. Собирал ее пару раз – только положительные впечатления. Но все не вечно под луной:в 2017 году китайский Таком решил подвинуть японцев и тоже выпустил аналогичную модель.---Так как бронетехника Израиля – одна из моих любимых тем, то мимо пройти не смог. Сразу скажу, что модель у китайцев тоже вышла отличная, хотя деталей они сделали в 2-3 раза побольше, чем у Тамии. Но зато траки не надо менять – родные пластиковые смотрятся весьма неплохо. Таком дал забашеную корзину танка с цепями, такие машины в боях в Ливане уже были – хотя и не все. Собрал модель «из коробки», добавил поклажу и фигурку командира. Красил химией от Тамии.
Итак, утро 11 июня 1982 года, идет операция «Мир Галилеи» - 1-я Ливанская война. Несмотря на заключенное перемирие, танки Израиля рвутся к столице Ливана – Бейруту, где укрепилось несколько тысяч палестинских террористов. Командир роты танков Меркава капитан Туваль Гвирцман во главе своего подразделения продвигается к окраинам Бейрута – для того чтобы прорваться к аэропорту, необходимо взять небольшой, но хорошо укрепленный населенный пункт - Кфар-Сил.
Его обороняют две роты сирийских коммандос с ПТУРами, а также около 20 танков Т-54. У израильтян, как и надо при наступлении, подавляющее преимущество – усиленный батальон Меркав (более 40 танков) и два батальона пехоты (более 1000 человек). И пройти им надо всего 1000 метров по главной улице Кфар-Сила.
Сирийцы стойко оборонялись, поэтому на взятие этого укрепленного пункта ушел целый день. Пехота Израиля сковала боем сирийских коммандос, а Меркавы подожгли все Т-54. Новый израильский танк оказался непробиваемым для этих машин – потерь среди танкистов не было. Во время этой войны капитан Гвирцман продемонстрировал свою храбрость и командирские способности, за что заслужил уважение и любовь своих боевых товарищей. Броня Меркавы хранила его в боях… Погиб он через месяц, росившись помогать вытаскивать раненых из горящего санитарного М113 – 26 июня 1982 года ему исполнилось всего 23 года…--- ____
И снова эффектно приготовил и приподал, Евгений! Снова с удовольствием рассматривал работу. Как всегда барахлишко очень оживляет... Первая из тройки похоже тамиевская...