Hart | Дата: Суббота, 13.01.2018, 18:32 | Сообщение # 136 |
 Генерал-лейтенант
Группа: Мастера
Сообщений: 8776
Репутация: 595
Статус: Оффлайн
| Продолжение: Гражданская версия бомбера миру известна как авиалайнер Ту-104. Два "Циклона", оставаясь полноценными бомбардировщиками, были перекрашены в цвета "Аэрофлота" и получили гражданские регистрационные номера. Случай достаточно редкий. Еще интереснее было то, что хотя оба Ту-16 были переданы в сугубо гражданскую организацию - Госкомгидромет, но пилотировали их экипажи ВВС. И базировались "барсуки" на военном аэродроме. Часть артиллерии с самолетов сняли, в бомбоотсеке разместили так называемый комплекс кассетных держателей спецсредств. - Представлял этот комплекс собой 940 стволов калибра 50-мм, - вспоминает Алексей Грушин. - Снаряжался специальными патронами, начиненными йодистым серебром. Чтобы вам было легче представить эффективность этой системы, скажу, что одного патрона хватало для того, чтобы сделать "дырку" в облаках радиусом в полтора километра. Разрабатывались специальные метеорологические бомбы, но от них по каким-то причинам отказались. Зато на балочных держателях под крылом Ту-16 подвешивались контейнеры для распыления цемента марки "600". - Но цементом его можно было назвать условно, - продолжает рассказ бывший летчик. - Вещество фактически тоже являлось химическим реагентом. "Цемент", как и патроны с йодистым серебром, предназначался для рассеивания облаков. Работа была каторжной. В среднем летали два-три раза в неделю. Каждый вылет длился около шести часов. И, как правило, в стратосфере, то есть в масках. Экипаж дышал смесью, наполовину состоящей из чистого кислорода. После такого шестичасового "кислородного коктейля", по словам летчиков, на земле каждый выпивал по ведру воды - и никак не мог напиться. В аду После чернобыльской катастрофы слова шлягера тех лет: "Разве ты не видишь, туча, без тебя намного лучше - улетай, скорее улетай" - приобрели иной, зловещий подтекст. На борьбу с "чернобыльскими тучами" летали оба экипажа отряда "Циклон", но всегда на одном и том же Ту-16. В общей сложности бомбардировщик совершил 12 вылетов. В 8 из них командиром был майор Грушин. Летчик рассказывает о работе буднично, как о полетах на метеорологические эксперименты: фиксируется зарождение циклона, команда на вылет, замеры, галсы, активное воздействие... По форме эти полеты мало чем отличались от рутинных. Только на этот раз они вылетали навстречу радиоактивным циклонам... Где именно происходило "воздействие" на облака? Скажем так: еще не все в этой истории рассекречено. Когда-нибудь узнаем. Но расширение очагов заражения удалось остановить. Доподлинно неизвестно и то, какие дозы облучения получили пилоты за упомянутые 12 вылетов. Тогдашние индивидуальные дозиметры-"авторучки", мягко говоря, не отличались техническим совершенством. А проще говоря - безбожно врали. В кабине бомбардировщика у одного "авторучка" фиксировала дозу в 21 бэр, у другого члена экипажа - 8, у третьего дозиметр оптимистично показывал ноль. Алексей Грушин: - Битва нашего "Циклона" с "ядерными" циклонами прекратилась в декабре 86-го, после того как выпал первый снег и укрыл радиоактивную пыль. Мы тогда по молодости легкомысленно относились к радиации и к облучению. Нам ведь толком никто не объяснял, как обращаться с дозиметрами, как фиксировать облучение. Первый раз серьезное отношение к этой проблеме мы ощутили на аэродроме Белая Церковь. Это случилось почти через год после катастрофы, в апреле 1987-го. Как нас там встречали и как от нашего самолета разбегались техники с дозиметрами, я вам уже рассказывал. Что показали их приборы - я не знаю, но принимать у нас пистолеты и парашюты на этом аэродроме наотрез отказались. Сначала даже не хотели селить экипаж в гостиницу. Потом все-таки поселили, но выделили отдельное крыло, откуда все тут же ушли. Самолет мыли с утра до вечера недели две. Вроде бы отмыли. Вроде бы... 20 лет спустя Отряд расформировали в 1992 году. "Чернобыльский" бомбардировщик к тому времени отлетал свой ресурс и стоял "на приколе" в Чкаловском. Про "радиоактивный" самолет откуда-то прознал местный "Гринпис". По легенде, "зеленые" приехали на аэродром, пробились к командиру, закатили скандал. После этого "тушку" утилизировали. Алексей Грушин говорит, что это может быть правдой. Техник лично ему рассказывал, что под самолетом даже трава не росла. В отряде "Циклон" служили сорок человек. Одного уже нет - умер техник Николай Николаевич Разумов. Многие стали инвалидами: у пятерых вырезаны желудки, один потерял ногу. Здоровье самого Грушина к 1997 году ухудшилось настолько, что офицер вынужден передвигаться на костылях. Но сумел в обоих смыслах встать на ноги. Каждое его утро начинается в 5 утра с трехкилометровой пробежки. Врачи его предупреждают: лечится будет до конца жизни. Летчик настроен более оптимистично. 28 апреля в штабе дальней авиации участникам ликвидации чернобыльской катастрофы вручат награды. Алексей Грушин в числе 17 офицеров ВВС удостоен православного ордена князя Дмитрия Донского. Виталий Рыбчинский, главный инженер службы радиационной, химической и биологической защиты ВВС, секретарь редакционного совета исторического очерка "ВВС и Чернобыль": - Мы в течение пяти лет изучали документы и собирали свидетельства очевидцев - участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Могу сказать, что не все документы о работе отряда "Циклон" рассекречены. В частности, пока можно лишь догадываться, на каком уровне и кем лично принималось такое решение. Но и имеющихся документов достаточно для того, чтобы правильно расставить акценты. Главный: "Циклон" защищал от радиоактивного заражения не одну Москву. Он защищал всю страну! И что очень важно - воздействия экипажей Ту-16 на "грязные" облака осуществлялись фактически там, где они образовывались. Был остановлен процесс расширения загрязненных территорий. В противном случае существовала реальная опасность загрязнить полстраны.
"Вот только этого и не хватало, нашему славному гвардейскому экипажу..." Сержант Домешек, (На войне как на войне).
|
|
| |
andreiali | Дата: Суббота, 13.01.2018, 21:09 | Сообщение # 137 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1870
Репутация: 167
Статус: Оффлайн
| Прочитал,печальная история
|
|
| |