Лежит у меня в загашниках коробка КВ-2 от Трубочиста. Внутри все довольно богато - ствол и травление от Part. Траки, правда, уехали, но это не проблема, все равно буду брать MasterClub. Но беда не в том. КВ-2 абсолютно не вштыривает, от слова совсем. Долго думал, что с ним делать. Обменять на что-либо равноценное, построить без заморочек, подарить, но в итоге вспомнил, что есть у меня руины КВ-1 с литой башней от ВЭ. Сразу вспомнились известные фото переправы танков 3-й гвардейской танковой бригады через Волгу в Калинине, и возник вопрос - насколько реально адаптировать корпус от КВ-2 к литой башне и построить из наличного венигрета ранний ЧКЗшный КВ с литой башней?
Пока не очень ясно, от чего отталкиваться. Вроде бы подобных КВ в плюс минус целом виде до нас не дошло. По корпусу, видимо, нужно отталкиваться от машины из ЦМВС. Нет ли информации, сохранилась ли где-то ранняя литая башня? Чувствуется, ВЭшную болванку придется сильно попилить, либо забить на литую башню и где-то искать сварную. Главный вопрос по обвесу - цилиндрические баки и их крепления. Навскидку не могу припомнить, сохранились ли где-то такие элементы и есть ли их внятные фото. Под спойлер загнал вдохновившие меня фото:
ЧКЗшные КВ в Москве, 7 ноября 1941 года. Все со сварными башнями:
Рандомные фото различных машин, включая известнейший танк из 32 тбр в Веневе. Часть с литыми башнями, часть со сварными:
В ход пошла последняя книга Коломийца от 2017 года. Там есть заводские чертежи литой башни с пометкой "утверждено на 1942 год" и есть фото, где худо-бедно видны крепления баков. Вряд ли можно опираться на чертежи, в которых указаны будущие изменения. В общем, информации не фонтан, но в целом у меня сложился следующий облик:
- корпус с гужонами только на нижней части носовой балки, высоким экраном на ВЛД, броневым клином и бортовыми экранами, прикрывающими погон; - литая башня без кольца вокруг шаровой установки пулемета; - поддерживающие ролики с бандажом и шестью усиливающими ребрами (могли быть и литые ролики); - опорные катки с внутренней амортизацией и 12 усиливающими ребрами; - 5 дополнительных топливных баков на надгусеничных полках и три ящика ЗИП; - подкосы надгусеничных полок прорезные; - выштамповка на люке доступа к двигателю без пробки.
Пока не понял, устанавливался ли на эти машины прямоугольный ящик с ЗИП для пушки ЗИС-5. Также неясно, ставили ли на них зенитные турели. Не очень понятно, где на литых башнях были литьевые приливы, на более поздних машинах они хорошо видны по нижним кромкам забашенной ниши.
В ЦМВС хранится КВ-1 выпуска декабря 1941 года. Мне кажется, что его корпус не сильно изменился по сравнению с октябрьскими машинами, и он может послужить хорошей отправной точкой. Если же удастся раздобыть сварную башню (кстати, готов обменять оную на трубачевую КВ-2 вместе с точеным стволом), то можно в целом опираться на эту машину по корпусу и башне.
В целом как-то так. Надо продолжать поиски, а вечером попробую изучить, что же у меня в коробке и какой примерно фронт работ меня ожидает.
Из того, что дает Трумпетер, в общих чертах подходит корпус. Погоны Трубача и ВЭ не совпадают, но можно кое-как совместить, так как у ВЭ цилиндр погона входит в башню, а не находится на башне и входит в корпус, как обычно делают все производители. Катки нужно менять на такие, как кладет в свои КВ Звезда, т.е. с усилениями. Поддерживающие ролики необходимо переделывать, добавлять ребра усиления. Появилась мысль, что проще взять до кучи звездовский КВ, стоит он три копейки, а лишние запчасти не помешают. Строил, строю и буду строить.
Если мне не изменяет память, то вот на этом фото ближайший к камере танк на уже более поздних катках, среди которых затесался один ленинградского типа с оребрением
Согласен. Я посмотрел на заднюю пару катков и решил, что заменили последний каток на цельнолитой, а тут, судя по ступицам, кроме предпоследнего все катки цельнолитые. Так что мне этот вариант не подходит. Строил, строю и буду строить.
Чувствуется, эту тему придется из вопросов по матчасти превращать в стройку. Исходники докуплены, остается накопить информацию, понять степень необходимых доработок и начинать запил.
Самым боевым экспонатом в центральной линейке танков ЦМВС является КВ-1. Данная машина с серийным номером 43666 была сдана в декабре 1941 года на ЧКЗ. На 3 месяца она задержалась на заводе, лишь в самом начале апреля 1942 года ее, согласно бумагам, направили, вместе с еще 9 танками данного типа, в 6-ю танковую бригаду. До станции Зимовники эшелон №27571 доехал, но вот танк оказался в другой части - 90-й танковой бригаде. Там же оказались и другие танки, которые направили в 6 ТБр. В ходе боев мая-июля 1942 года бригада потеряла все 17 КВ-1, которые получила, из них 4 направили на заводы промышленности. Среди них оказался и танк 43666, сильно поврежденный в боях. Его направили в Магнитогорск на переплавку, но в январе 1943 года танк восстановили силами эвакуированного туда же ЛКБТКУКС. Это внесло определенные изменения в облик машины. Позже, вместе с КВ-2, танк направили на НИБТ ПОлигон, а оттуда он в середине 60-х попал в ЦМВС. Недавно машину "освежил" рембат.