Доброго дня коллеги моделисты. Тема, которую я сейчас создал, будет посвящена модели Т-55 от фирмы “Tamiya”. Нет, я не буду, задавать здесь вопросы. Скорее постараюсь снять вопросы, которые могут быть у тех, кто возьмется строить правильную модель из этого набора. Что подвигло меня, человека, который почти никогда не пишет на форумах написать статью? Наверное, то, что Т-54/55 это одни из моих любимых машин. И конечно этой моделью я болел давно. И вот купив некогда её, воспеваемую интернетом, я воодушевленный бросился собирать модель. И тут-то началась веселая жизнь…
Что не будет изложено в теме? Предупреждаю сразу, фото моей модели увидите вряд ли. Во-первых сломан фотоаппарат, во-вторых я строю для себя и так как устраивает меня, на посильном мне уровне, а не для того чтобы хвастаться перед кем-то или получать «табуретки» (выше головы не прыгнешь, а косяки свои я и так знаю), в-третьих у меня так и не получилось построить правильный танк, а посему он не может считаться примером для подражания. Но сейчас возможностей (информации, афтемаркета) стало больше и у желающих есть возможность не повторять чужие ошибки. Есть специалисты по Тиграм, есть по Шерманам, есть по Т-90. В деле Т-54/55 ситуация ничем не лучше в некоторых вопросах, чем с «пресловутыми немцами». Я не причисляю себя к специалистам. Я изучал матчасть поневоле и потому не стану навязывать, а напротив постараюсь подчеркнуть некоторые спорные моменты и мнения в вопросах как это должно быть и как могло выглядеть. Ну и надеюсь что вам, уважаемые читатели будет интересно.
Пролог.
Историю создания и применения любой желающий может прочитать в интернете. Поэтому останавливаться на этом мы не будем. Поэтому начнем пожалуй издалека. С того, как отличить Т-54 от Т-55. Знаю, что кому-то вопрос покажется дурацким. Но тем не менее. Дело в том что очень часто фото, подписанные Т-55 изображают как раз Т-54. И грешен этим не только интернет. Такие ошибки встречаются всюду, в том числе и в отечественных изданиях. А в зарубежных и вовсе регулярно. На самом деле отличий наберется много. Беда в том, что далеко не всё порой можно увидеть на фото. Поэтому расскажу про наиболее заметные внешние отличия, которые помогут нам классифицировать машину к той или иной модели.
Башня
1) Главным отличием Т-55 от Т-54Б была противоатомная защита. Соответственно внешним её проявлением была щель для выброса пыли из ФВУ, установленной в башне. Вот она, черная прямоугольная у нижней кромки башни:
На Т-54 же ФВУ не было и потому первое что отличает Т-54 от Т-55 –это вентилятор на башне установленный по правой стороне перед люком заряжающего. Вот он:
Итак, танк с вентилятором Т-54, без Т-55. Просто? Не очень. Жаль что приходится усложнять всё с самого начала, но в каждом правиле есть исключения, а с Т-54/55 они подстерегают нас повсюду. Во-первых Т-55 первого выпуска имели башню с вентилятором. И отличались в этом плане от Т-54 только отсутствием ЗПУ. Правда фотографий таких машин мало, но попадаются. К примеру вот этот:
На этом Т-55 была установлена кроме прочего опытная телеаппаратура «Уран» и он дожил до наших дней. Находится в одном из городских парков в городе N (я забыл сейчас в каком городе, но в сети есть фото.Опытный Т-55 А вот обычный, тоже раннего выпуска:
Во-вторых Т-54 – прошедшие капремонт до уровня Т-55 не имели вентилятора. А его шахта заваривалась. Причем это могло выглядеть довольно грубо на советских машинах (видна выступающая приварная накладка), но вот на машинах европейского производства иногда не разглядеть даже сварного шва, настолько они могут быть зашлифованы.
На этом фото видна приваренная накладка на месте вентилятора модернизированного в Польше Т-54.
А вот щель выброса пыли из ФВУ на них добавляли, в то же место где и у Т-55. Но все же наличие либо отсутствие вентилятора на башне визуально является самым заметным, поэтому я присваиваю этому пункту номер 1.
2) Второй менее заметной, но не менее характерной деталью отличающей башню Т-55 от башни Т-54 является нижняя кромка башни. И вновь обратимся к первому фото, на нем видна фаска на нижней кромке башни. Тогда как на второй фотографии, соответствующей Т-54 такой фаски нет. Фаски на башнях Т-55 шли в обе стороны от амбразуры орудия, к корме башни, но не смыкались: Корма башни Это Т-55А из Мичуринска. Если Т-54 проходил капремонт до уровня Т-55, то кромка башни все равно оставалась острой.
Продолжение следует
Добавлено (06.10.2013, 13:01) --------------------------------------------- Здесь в отношении моделей Тамии (Т-55А, Энигма, Тиран 5) отметим следующее: все башни выполнены без фасок нижней кромки и щели выброса пыли. Если мы собираем Т-55 или машины на его базе отсутствие фаски лечится надфилем, щель прорезаем сверяясь с чертежами или фото. В остальном "голые" башни Т-54 (начиная с обр.1951г.) и Т-55 геометрически идентичны. [color=blue]Уточнение: крыши башни отличаются[color=blue]
Добавлено (06.10.2013, 14:06) --------------------------------------------- 3) Следующим характерным внешним отличием танков Т-54 от Т-55 является соединение верхних и нижних лобовых деталей корпуса в шип,
против прямого на Т-55
Это хорошо видно по форме сварного шва на лобовых деталях. Исключением из этого правила являются Т-54 с прямым соединением лобовых деталей пр-ва ЧССР (вероятно начиная с модификации Т-54AR*
Последний только этим и отличается от Т-54А советского производства (90% - фотографий Т-54А из Вьетнама на поверку оказывается Тип 59). Другим исключением являются первые Т-55, с вентилятором на башне, как уже приведенный здесь опытный Т-55 с аппаратурой «Уран», имеющие соединение лобовых деталей в шип. Однако говоря непосредственно об этом признаке (соединении лобовых листов) в виду качества старых фотографий, а так же того что это место у танка может быть загрязнено форму сварного шва не всегда можно разглядеть 100%.
Добавлено (06.10.2013, 14:13) --------------------------------------------- * - мнение о том что прямое соединение лобовых листов на чехословацких Т-54 пошло именно с этой модификации (Т-54AR) является исключительно моим, основанным на анализе фотоматериалов в сети. Точного документального подтверждения этой гипотезе у меня нет.
Сообщение отредактировал Amadeo - Воскресенье, 06.10.2013, 18:37
Очень интересная тема. Как раз Энигма ко мне едет.Надеюсь будет подолжение по корпусу. Только не надо такие большие фото вставлять. Можно прекрасно обойтись превьшками, на моих 20 дюймах страница не умещяется, а про планшет вообще страшно подумать. Группа L-Model в VK https://vk.com/public217966454
Loki, продолжение конечно будет, это все даже не первая глава пока что, просто материала очень много, и пишу в свободные минуты заметки. На счет фото исправлюсь, возможно пока придется обойтись ссылками, мой архив на сломанном компьютере, поэтому временно эксплуатирую www в качестве источника графики.
Ох, блин, давно ждал такую статью. Огромное спасибо, и продолжайте писать. Мне например наиболее интересно как относительно малой кровью конверсировань тамийский Т-55 в Т-54Б, который мог во вьетнаме воевать, ну или ещё во что нибудь оттуда. Только зимники, только хардкор.
Сообщение отредактировал MadRussian - Понедельник, 07.10.2013, 09:58
Мне например наиболее интересно как относительно малой кровью конверсировать тамийский Т-55 в Т-54Б, который мог во Вьетнаме воевать, не обязательно советского производства
Т-54Б были только советского пр-ва. Как относительно малой кровью конверсировать Т-55 в Т-54Б я знаю, но в воевавший во Вьетнаме малой кровью уже вряд ли. Но дойдем и до этого.
Последний только этим и отличается от Т-54А советского производства
не только. Еще бронировкой бортовых передач, литьевым номером на башне( которого не было на Т54А), формой выреза на грязеотбойнике- у типа59 она рубленая, на 54а закругленная(хотя отбойник дело такое можно и самому смастерить взамен утраченого), у типа59 присутствует пробка курсового пулемета, Это если еще не принимать во внимание ранние 54А с отличными уширниями погона, одной фарой, другими катками, ведущим и т.д. Кроме того необходимо отметить, что Тип59 не оборудовался ОПВТ и дополнительными топливными бочками (которые во времена Вьетнамской войны наши 54-ки уже наверняка имели).
Цитата (Amadeo)
(90% - фотографий Т-54А из Вьетнама на поверку оказывается Тип 59)
Т.е 10% все же советские 54А? а мне вот не довелось встретить ни одной фото с Вьетнамской войны, где однозначно можно было бы идентифицировать танк как Т-54А
я знаю, но в воевавший во Вьетнаме малой кровью уже вряд ли
Собственно, интересна любая машина из семейства 54/55, вплоть до китайского брата Тип 59, активно воевавшая во Вьетнаме, и делаемая из Т-55 Тамии с минимальными затратами на перепил и афтермаркет. Также планируется накидать местами поверх "маскировку" из фототравлёных "веток с листвой", характерной для северовьетнамской техники, соответственно некоторыми тонкостями вроде каких нибудь не совсем верных местами топливных баков на надгусеничных полках думаю тоже можно будет пренебречь. Только зимники, только хардкор.
Сообщение отредактировал MadRussian - Воскресенье, 06.10.2013, 20:14
На этом Т-55 была установлена кроме прочего опытная телеаппаратура «Уран» и он дожил до наших дней. Находится в одном из городских парков в городе N (я забыл сейчас в каком городе, но в сети есть фото.Опытный Т-55
Это Саратов. Парк Победы. Не раз по нему лазил и фоткал его по мелочам, для себя.
На этом Т-55 была установлена кроме прочего опытная телеаппаратура «Уран» и он дожил до наших дней. Находится в одном из городских парков в городе N (я забыл сейчас в каком городе, но в сети есть фото.Опытный Т-55
Это Саратов. Парк Победы. Не раз по нему лазил и фоткал его по мелочам, для себя.
Т.е 10% все же советские 54А? а мне вот не довелось встретить ни одной фото с Вьетнамской войны, где однозначно можно было бы идентифицировать танк как Т-54А
10% составляют не идентифицируемые машины. Это не значит что это Т-54А, но ещё не означает и обратное. Литература же всяких уровней с упорством печатает или перепечатывает словосочетание "вьетнамские Т-54А", источники используемые при этом неизвестны и пока не будет точных данных, что Т-54А туда не поставлялись вообще, 10% неустановленных танков будут присутствовать. Некоторые маститые эксперты в том числе высказывали мнение и о возможном присутствии во Вьетнаме чехословацких Т-54 (тех самых с прямым сварным швом на ВЛД корпуса). Я лично в этом крайне сомневаюсь, хотя вот в арабо-израильских войнах они действительно светились. Что же касается вашего замечания насчет Тип 59, все верно, впрочем в мелочах и не только тем что вы озвучили. Дойдем и до всего потихоньку.
Пока же вновь вернемся к идентификации прототипов для постройки модели
4) Картеры бортовых передач, моя домашняя заготовка: Тип 59 добавил сюда, чтобы действительно было видно чем он отличается от Т-54 в этой части.
Добавлено (07.10.2013, 19:55) --------------------------------------------- Итак, как видим в случае со всеми указанными на фото, картер Т-55 отличается верхним расположение пробки и характерным приливом под ней и вокруг неё. Беда в том, что далеко не всегда интересующая нас машина может стоять с ракурса где видна хотя бы геометрия верха картеров.
5) Следующим отличием Т-55 от Т-54 является крыша МТО. С этой стороны впрочем мы можем разглядеть гипотетический прототип так же не часто как с кормы. Суть заключается в форме правого люка на крыше МТО, прямоугольного на Т-54 и трапецеидального на Т-55. (фото подбирается). Здесь нас тоже ждет исключение, польские Т-55 с прямоугольными люками. Рассмотрим чуть позже этот вопрос подробнее, при рассмотрении непосредственно самой модели Тамия, предлагающей "польский" вариант в качестве одного из возможных для сборки из коробки...
Сообщение отредактировал Amadeo - Понедельник, 07.10.2013, 19:57
Литература же всяких уровней с упорством печатает или перепечатывает словосочетание "вьетнамские Т-54А", источники используемые при этом неизвестны и пока не будет точных данных, что Т-54А туда не поставлялись вообще, 10% неустановленных танков будут присутствовать. Некоторые маститые эксперты в том числе высказывали мнение и о возможном присутствии во Вьетнаме чехословацких Т-54 (тех самых с прямым сварным швом на ВЛД корпуса). Я лично в этом крайне сомневаюсь, хотя вот в арабо-израильских войнах они действительно светились.
СССР официально поставил во Вьетнам 400 Т-54 разных модификаций, так что мод. А среди них могла затесаться в неединичных количествах. Чехословаки (опять же официально) ни одной машины туда не продали (равно как и на Ближний Восток - пробивал по СИПРИ). Так что пока какой-нить авторитетный источник не подтвердит пономерную поставку Т-54 во Вьетнам, можно условно считать, что какое-то количество Т-54А (именно из советских поставок) там было. С уважением, Вадим
Сюда бы добавить и картеры, которые можно видеть на саратовском опытном Т-55(с ураном), которые ставились в 1958 на ранние Т-55 и поздние Т-54Б, ТО-54. И модернизированные картеры Т-54М. Для полной ясности
Цитата (Amadeo)
5) Следующим отличием Т-55 от Т-54 является крыша МТО. С этой стороны впрочем мы можем разглядеть гипотетический прототип так же не часто как с кормы. Суть заключается в форме правого люка на крыше МТО, прямоугольного на Т-54 и трапецеидального на Т-55. (фото подбирается). Здесь нас тоже ждет исключение, польские Т-55 с прямоугольными люками. Рассмотрим чуть позже этот вопрос подробнее, при рассмотрении непосредственно самой модели Тамия, предлагающей "польский" вариант в качестве одного из возможных для сборки из коробки...
а у ранних Т-55 этот люк тоже был прямоугольным
Цитата (Boonie)
СССР официально поставил во Вьетнам 400 Т-54 разных модификаций, так что мод. А среди них могла затесаться в неединичных количествах. Чехословаки (опять же официально) ни одной машины туда не продали (равно как и на Ближний Восток - пробивал по СИПРИ). Так что пока какой-нить авторитетный источник не подтвердит пономерную поставку Т-54 во Вьетнам, можно условно считать, что какое-то количество Т-54А (именно из советских поставок) там было.
А поставки были в 1970-72. Могли ли в первозданном виде дожить до 1970 года танки выпуск которых был прекращен в 1957году? Т.Е. без ОПВТ и Дополнительных бочек, которые ввели в 1957-58 и ими оснащали при капремонтах? Это не доказательство того, что их там не было, но нет и никаких оснований считать, что они там были ( ну не на торнаду же ориентироваться в самом деле). И главное: некоторое время в Китае до внедрения Тип59 было производство Т-54, Т-54А из советских деталей с постепенным развитием собственных технологических процессов и переходом на местные комплектующие. И такие могли оказаться во Вьетнаме. А могли и нет
Чехословаки (опять же официально) ни одной машины туда не продали (равно как и на Ближний Восток - пробивал по СИПРИ)
Не знаю что там говорит СИПРИ, но думаю про Ближний Восток это не совсем так, впрочем вернемся к этому когда когда восстановлю свой файловый архив. Дабы говорить можно было предметно.
Цитата (вэсэр)
а у ранних Т-55 этот люк тоже был прямоугольным
Правильнее сказать у первых, у тех что строились во время переходного периода с Т-54Б на Т-55 с использованием оставшихся заделов деталей от Т-54. Однако думаю не стоит пока вносить их в исключения в виду того, что все там могло быть вперемежку, как и на откапиталенных Т-54Б иногда встречается крыша МТО от Т-55, однако сколько наберется что первых, что вторых?
Цитата (вэсэр)
здесь подразумеваеся торнадовский передер "конкорда" со всеми ошибками?
Ещё бывают разные толстые книжки про разные конфликты иногда и совсем без картинок.
Правильнее сказать у первых, у тех что строились во время переходного периода с Т-54Б на Т-55 с использованием оставшихся заделов деталей от Т-54
это чисто Ваше ИМХО. Нигде нет информации в каком году и изменили крышку люка над воздухоочистителем, но на чертеже Т-55 от 1958 года в книге "боевые машины уралвагонзавода" она именно прямоугольная (да и каким образом изменение формы люка связано с заменой модели Т-54Б на Т-55?)
Очень интересно и познавательно. Мне лично интересны ближневосточные Т-55 (Ливия, Ирак, Сирия ).Какие допнаборы надобно прикупить чтобы сваять одну из этих машин. Жду продолжения С уважением , Ромыч