Так уж у меня исторически сложилось, что с наступлением периода летних отпусков, дачного сезона и прочих фантазий, вызванных неиссякаемым креативом моих домочадцев , приходится затевать какой-нибудь не слишком "запойный" «проектик», дабы скрасить собственный досуг в период продолжительного пребывания на даче. В этом году таким «проектиком» стала постройка модели Т-34 обр. 1940г. И все бы ничего, но как это часто бывает в жизни, легкий и ни к чему не обязывающий "курортный" роман перерос в серьезное увлечение, а раз так, то самое время официально оформить наши отношения, создав для этого отдельной блог .
Вашему вниманию предлагается постройка моделей серийных образцов танков Т-34, выпуска и разработки завода №183. Выбор завода-изготовителя обусловлен тем, что, во-первых, в стенах и КБ данного завода родилась первая тридцатьчетверка, во-вторых, все последующие модификации были спроектированы в КБ завода №183, ну и в-третьих, на протяжении всего серийного производства танков Т-34, завод №183 оставался лидером, как по количеству изготовленных машин, так и в области технологии производства.
Первым номером выступит вышеупомянутая Т-34/76 обр. 1940г. Исходником послужит всем известный набор от Dragon №6092:
В качестве прототипа выбрана машина выпуска сентября-октября 1940г., т.е. одна из первых серийных тридцатьчетверок:
Из особенностей прототипа:
1. Боковые смотровые приборы механика-водителя расположены на отдельном бронелисте, соединенным с верхним лобовым листом встык с помощью электросварки;
2. Прибор кругового обзора на крышке люка-лаза башни;
3. Бронестакан изолятора антенны расположен на крыше башни, позади люка;
4. Бронеколпаки над радиаторами закреплены болтами через отдельные втулки;
5. Ранний броневой щиток маски орудия Л-11;
6. Откидной колпак над жалюзи выпуска охлаждающего воздуха установлен на двух шарнирах, но уже снабжен замками-лягушками;
7. Клепаное соединение листа подкрылка и днища подкрылка;
8. Схема укладки ЗИП отличается от распространенного варианта 1941г., в укладке отсутствуют домкраты.
9. Отсутствуют дополнительные топливные баки.
10. Ранние (короткие) передние грязевые щитки. Правда я пока так и не определился, будут ли щитки на этой модели;
11. Любознательные туристы с фото прототипа из проекта исключены :).
Номером вторым будет Т-34/76 выпуска июня 1942г., всем известная "Гайка":
В качестве исходника вполне подойдет набор Dragon №6424:
Художественный прототип пока не выбрал, по матчасти можно сформулировать следующие основные моменты:
1. Ранние буксировочные крюки;
2. На башне и корпусе отсутствуют поручни для десанта;
3. На бортах башни отсутствуют пистолетные порты;
4. Крыша башни выполнена одним листом, отсутствует вставка между отверстиями люков-лазов;
5. Нерегулируемые жалюзи на окнах доступа воздуха к радиаторам;
6. Второй-четвертый опорный каток с внутренней амортизацией;
7. На одной паре катков с наружней амортизацией можно попытаться выполнить узкую БТ-шную грузошину.
8. Ведущее колесо с роликами.
Номер третий: Т-34/85 с орудием Д-5Т. Несмотря на то, что данная модификация выпускалась заводом №112, авторство в проектировании машины принадлежит заводу №183. К постройке предлагается самый первый серийный вариант Т-34/85 выпуска января-февраля 1944г.:
Из особенностей прототипа можно выделить следующее:
1. Ранняя башня с одним люком для вентиляции боевого отделения и проволочные рымы;
2. Смещенные вперед люк-лаз и командирская башенка;
6. Ранняя ком. башенка с двустворчатым люком и конусом в верхней части;
7. Непривычное для Т-34/85 расположение поручней и доп. бензобаков;
8. Иное чем для поздних Т-34/85 крепление доп. баков;
9. Ранняя конструкция колпака (почти харьковская) над жалюзи выпуска охлаждающего воздуха. На колпаке установлены два поручня, что характерно для сормовских Т-34/76, но непривычно смотрится на Т-34/85;
10. Буксировочная проушина на нижнем кормовом бронелисте.
В качестве основы для постройки этой модели приобрел набор Dragon №6759 "Panzerkampfwagen T-34/85 (No.112 Factory, 1944 Producti)":
Сказать что я разочарован, ничего не сказать. Попался на красивую картинку и подходящее название. По факту в коробке находятся литники стандартной для Драгона уральской Т-34/85 с добавлением трех новых деталей: проволочные рымы, "козырьки" над пистолетными портами башни и штампованные катки. Вероятно, буду приобретать позднюю сормовскую "Гайку" для корпуса и башню от Макета под установку Д-5Т.
И под номером четыре в проекте выступит послевоенная, прошедшая модернизацию, Т-34/85. Базовый набор Dragon № 9139:
С матчастью вопросов минимум, на данную машину в сети "мильон" детальных фотообзоров.
Для полноты «модельного ряда» не хватает только Т-34/76 обр. 1941г. с литой башней. Сходу подходящий под эту модификацию набор Dragon №6418 приобрести не удалось, так что добавим позже.
В общем, техническим творчеством на ближайшую пятилетку я себя обеспечил, особенно если учесть мою основную "многобашенную" тему. Уверен, что будет правильным сразу обозначить все «хотелки», и в дальнейшем не вносить путаницу между названием темы и ее содержанием.
Итак, Т-34/76 обр. 1940г. Работу над моделью начал с кормы, ориентируясь на этот фотообзор:
Высверлил отверстия под пулестойкие болты диаметром 0,9мм. для крепления бронелиста ВКД и 0,7мм. для крепления бронировки выхлопных патрубков:
Выполнил "зенкование" отверстий:
Вырезал заготовки под будущие выхлопные патрубки:
Пока вот такие скромные итоги первого уикэнда. С уважением, Максим.
Сообщение отредактировал oddity75 - Понедельник, 01.10.2018, 08:30
Ну вот... Только было я собрался... И кит такой-же приобрел по случаю. Зато теперь будет на что посмотреть и не наступать на грабли Максим, успехов тебе, с интересом буду наблюдать.
Цитатаoddity75 ()
Высверлил отверстия под пулестойкие болты диаметром 0,9мм. для крепления бронелиста ВКД и 0,7мм. для крепления бронировки выхлопных патрубков:
Прототип хороший, есть немного военных фото. Башня сварная, пушка Л-11, прибор кругового обзора (правда на фото он уже снесен). Хороший экземпляр, из разряда ранних Т-34-ок. Траки родные будешь применять? В общении предпочитаю на "ты". Для всех - просто Саша
Родные пулестойкие болты весьма неплохо пролиты, когда срезал даже не стал выбрасывать, отложил в запчасти. В этом наборе все очень неплохо выполнено: и деталировка, и удачное членение деталей. Видимо отвык я от добрых наборов, вот и сверлю по привычке все подряд .
ЦитатаSALIVAN ()
Траки родные будешь применять?
Скорее всего будет Фриул. С траками пока глубоко не разбирался, как я понимаю, при сборке ленты пальцы фиксировались шплинтами? С уважением, Максим.
сверлить и шплинтовать металлические траки легче чем смолу.
Максим, я конечно давно наблюдаю за твоими работами и знаю твой тщательный подход к деталям... Если ты решил, то у тебя обязательно выйдет, но, ИМХО, шплинтовать пальцы - это перебор. В масштабе шплинтов практически не должно быть видно. А тратить столько сил и времени на шплинтование около полутора сотен пальцев, причем по два шплинта на каждый палец.... К тому-же, их не видно ни на одной фотографии, а уж в 35-м масштабе и подавно. По-моему, овчинка не стоит выделки... В общении предпочитаю на "ты". Для всех - просто Саша
Сообщение отредактировал SALIVAN - Воскресенье, 26.04.2015, 22:30
Вот ссылка на ресурс по данной модели, может и поможет. Сам хочу собрать первую 34-ку, в VIP местах зрительного зала сижу! Удачи. Можно просто, Евгений!
Максим, в добрый путь! Присоединяюсь к зрителям. Солидарен с SALIVAN, насчет шплинтов, так можно и глаза "посадить". Прототип без передних крыльев, машина тоже такая же планируется? "Вот только этого и не хватало, нашему славному гвардейскому экипажу..." Сержант Домешек, (На войне как на войне).
Максим, приветствую! Обратите внимание на ВЛД, точнее на приварную деталь на стыке с люком мехвода. У дрегона эта деталь выглядит как перевернутая буква- П, что верно для машин с орудием Ф-34. Такого варианта, на танке обр.1940 г. с орудием Л-11, я не встречал. Приглядитесь на фото прототипа: по обе стороны, от боковых приборов наблюдения мехвода, на некотором удалении, идут сварные швы.
но, ИМХО, шплинтовать пальцы - это перебор. В масштабе шплинтов практически не должно быть видно.
Александр, шплинты (заклепки) на траках не самоцель, важнее, на мой взгляд, выполнить сквозное отверстие отверстие в шарнире трака. А в этом случае шплинт придется засунуть только чтобы фриуловская проволока не вылетала. Но как дойдет до сборки траков, обещаю еще раз трезво посмотреть на это дело .
ЦитатаArvar ()
Вот ссылка на ресурс по данной модели, может и поможет.
Спасибо за ссылку. Как раз уже как минимум неделю штудирую этот замечательный труд. Несколько смущает, что мой прототип не относится к А-34, и даже к установочной серии, поэтому пребываю в некоторой растерянности- что из изложенного в этой статье можно применить к моей стройке. Дмитрий, Евгений, спасибо за напутствие. Постараюсь до осени закончить модель.
ЦитатаSlava ()
Обратите внимание на ВЛД, точнее на приварную деталь на стыке с люком мехвода. У дрегона эта деталь выглядит как перевернутая буква- П, что верно для машин с орудием Ф-34. Такого варианта, на танке обр.1940 г. с орудием Л-11, я не встречал. Приглядитесь на фото прототипа: по обе стороны, от боковых приборов наблюдения мехвода, на некотором удалении, идут сварные швы.
Вячеслав, день добрый! Вы имели ввиду вот этот вырез:
На модели, согласно этого чертежа, достаточно просто имитировать сварной шов, или есть еще какие-то подводные камни? И пользуясь случаем начну задавать "глупые вопросы". Должны ли быть на моем прототипе заклепки на боковой стенке корпуса, под подкрылком? Где должен располагаться вывод антенны радиостанции: на крыше башни или на корпусе? Как правильно выполнить бронировку курсового пулемета для этой машины (с "подошвой" или без):
Будет ли корректным выполнить такое "остекление" смотровых приборов мехвода и смотровых приборов башни:
С уважением, Максим.
Сообщение отредактировал oddity75 - Понедельник, 01.10.2018, 08:31
"Должны ли быть на моем прототипе заклепки на боковой стенке корпуса, под подкрылком? "
Должны, клепку борта с днищами подкрылка отменили в ноябре 40 года.
"Где должен располагаться вывод антенны радиостанции: на крыше башни или на корпусе?"
Возможны варианты - от нет вообще, до и там и там (на опытных машинах). Тут сильно зависит от точной даты сборки башни и корпуса машины, но скорее всего именно на этой машине стакана нет вообще.
"Как правильно выполнить бронировку курсового пулемета для этой машины (с "подошвой" или без)"
Без, по первому варианту, как на установочной серии.
"Будет ли корректным выполнить такое "остекление" смотровых приборов мехвода и смотровых приборов башни"
Вполне, защитное стекло входило в комплект смотровых приборов. Только крышка должна быть потолще и с прокладкой.