Доброго дня. По-моему, вполне закономерным будет после модели ИС-2М собрать ИС-3... На мой взгляд, это самая элегантная и красивая машина из всей линейки ИС-ов.
Хочется построить танк с защитными кожухами-фартуками по бортам и поздними крыльями с выштамповками - мне такой вид танка нравится больше...
Немного из истории модернизации танка: Предполагалось, что новейшие ИС-3 в ближайшие послевоенные годы составят основу советских танковых войск. Поэтому, их серийное производство продолжалось высокими темпами — в июне, июле и августе 1945 г. ЧКЗ выпускал по 250 машин, в декабре изготовил — 275. Однако вскоре выяснилось, что ИС-3 мало пригодны для службы в мирное время. Надёжность, ресурс механизмов и агрегатов этих машин оказались весьма низкими. В самом начале службы в войсках у танков ИС-3 проявился целый ряд недостатков, явившихся следствием конструктивных просчётов и ошибок, допущенных в ходе проектирования. В частности, конструкция бронекорпуса, обеспечивая высокий уровень снарядостойкости, не обладала при этом необходимой эксплуатационной жёсткостью. Окончательно веру военных в ИС-3 подорвала информация о том, что во время одного из контрольных обстрелов танка на полигоне 100-мм бронебойными снарядами после попадания точно в ребро лобовой детали («щучий нос») корпус лопнул по сварным швам и практически развалился — машина была полностью выведена из строя. В результате в 1946 г. производство ИС-3 было прекращено, а все имеющиеся танки подверглись модернизации по программе устранения конструктивных недостатков (УКН). В 1948 — 1952 гг. все танки ИС-3 были подвергнуты переделке и модернизации по программе УКН на Кировском заводе. Прежде всего, усилили подбашенный лист и кронштейны крепления двигателя, что повышало жёсткость корпуса. Усовершенствовали трансмиссию и ходовую часть — улучшили конструкцию главного фрикциона, уплотнений бортовых передач и подшипников опорных катков. Изменили крепление коробки передач, что снизило возникающие расцентровки двигателя и элементов трансмиссии. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установили электрический МЗН-1. Для обеспечения более устойчивой радиосвязи радиостанцию 10-РК заменили другой — Р-113. Несмотря на обширный список переделок, эксплуатационные характеристики танков так и не удалось довести до необходимых требований. В конце 1950-х годов ИС-3 вновь подверглись модернизации, после которой стали называться ИС-ЗМ. По сравнению с танками выпуска 1945 — 1946 гг. они получили более совершенные двигатель (Вместо двигателя В-11-ИС-3 установили двигатель В-54К-ИС), систему подогрева, агрегаты трансмиссии и узлы ходовой части; дополнительно увеличили жёсткость корпуса. Основной задачей модернизации были подтягивание ИС-3 на уровень боевых машин того периода и максимально возможная унификация его узлов и агрегатов с современными танками. Для увеличения жёсткости днища корпуса под коробкой передач приваривали накладку из броневой стали, а также планки, исключавшие обрыв крышек на днище танка при задевании о грунт. Улучшили уплотнение всех броневых листов кормовой части корпуса, а также крышек люков среднего откидного листа. Установили планки на кормовом листе и раскосы на днище. Постамент двигателя также усилили за счёт установки раскосов, косынок и планок. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колёс, сальниковые уплотнения. Изменили конструкцию устанавливаемых на корпус крыльев. Для большей жёсткости в листах переднего и заднего крыла сделали выштамповки (зиги). К передним крыльям добавили откидные подкрылки на петлях, к задним — прикрепили листы из прорезиненной ткани, защищавшие корпус от эабрызгивания грязью. Ввели дополнительно ночной инфракрасный прибор механика-водителя ТВН-2, который устанавливали вместо дневного прибора наблюдения или на специальной стойке при вождении по-походному. У командира танка во вращающемся колпаке крышки люка вместо смотрового прибора МК-4 поставили прибор ТПК-1, имевший пятикратное увеличение и поле зрения 30°. Сам вращающийся колпак командирского люка получил дополнительные уплотнения. Зенитный пулемёт ДШК заменили модернизированным ДШКМ, а пулемёт ДТ — ДТМ. Воздухоочистители «Мультициклон» заменили на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли из первой ступени. В системе смазки смонтировали новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. Ввели также охлаждение смазки коробки передач. С 1960 г. четвёртый наружный топливный бак (левый задний) исключили из топливной системы — в него теперь стали заливать запас масла. Зато предусмотрели на корме крепления для двух 200-литровых бочек с топливом, при использовании которых запас хода по шоссе увеличивался до 450 км. Установили две фары: ФГ-127 видимого света со светомас-кирующим устройством (слева) и ФГ-125 (ФГ-100) со светофильтром (справа). С 1961 г. на танках стали использовать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124. В 1963 г. танки ИС-ЗМ подверглись конструктивным улучшениям. Была повышена стабильность центровки двигателя и коробки передач, установлены более совершенные агрегаты, узлы, оборудование и приборы, применявшиеся на серийных машинах.
Итак, ИС-3М появился в конце 1950-х годов, однако, понятие это весьма расплывчатое... Согласно некоторой литературы (в том числе уважаемых Барятинского, Коломийца и пр...) танк получил индекс "М" и внешние отличительные признаки (фартуки, крылья, новые фары...) в 1960-м году.
Однако.........
Небольшой "прыжок в сторону": Хотелось создать модель машины, которая реально принимала участие в боевых действиях. Но, ИС-3 в составе Советской армии практически не участвовал в реальных боях. Единственным исключением явился факт использования танков ИС-3 при проведении операции "Вихрь" - подавление антикоммунистического восстания в Венгрии в ноябре 1956 года. Танки ИС-3 входили в состав 71-го гвардейского танкового полка 33-й гвардейской механизированной дивизии из состава Особого корпуса Советских войск, введенных в Венгрию. Большинство фотографий советской бронетехники в Будапеште - Т-34-85 и Т-54. Встречаются также Т-44 и даже ПТ-76. Покопавшись в интернете, я нашел и фотографии ИС-3. Причем, очень интересные - на некоторых фото изображены танки с защитными фартуками и новыми крыльями... Напомню - это 1956 год.
Кстати, после ИС-3 идет танковый тягач на базе ИС-2.
Здесь на фото это подбитой машины видно, что на танке стоит поздняя гусеница, но ранние катки с маленькими крышками ступицы на пяти болтах. При этом, есть такие фото:
Это самоходка ИСУ-152К из состава 133-го гвардейского тяжелого танко-самоходного полка 33-й Гв м.д. Эти машины производились на базе ИС-2М и имеют усиленные ступицы опорных катков с увеличенной крышкой на 10-ти болтах. Видимо, на ИС-3 эти катки ставились позже...
Тот же ИС-3, что и на фото выше...
А вот на этом фото можно даже попытаться угадать бортовой номер танка:
По-моему, номер машины - 832. На следующим за ним Т-34 - 833. А сзади, кстати, плюхает ПТ-76. На этом танке - одна фара без светозащитного кожуха.
Других фото именно таких машин я не нашел... Есть фото ИС-3 в "обычном исполнении":
Итак, если браться за изготовление модели ИС-3 в Будапеште, то теперь, надеюсь, вполне можно представить себе образ будущего танка.
К сожалению, имеющиеся фото модернизированных танков очень малоинформативные. Нет абсолютно никакого представления о корме танка - она оставалась такой же, как на ранних ИС-3 или уже были доработки, присущие поздним машинам... Непонятно - стояло ли защитное ограждение вокруг фары... Ставился ли запасной маслобак на правое крыло...
Пока вопросов много... А мой друг, который заказал этот танк, хочет, чтобы машина была "навернутой"... Вот и думаю... То ли делать то - что видно... То ли добавить деталей, без фанатизма, конечно,... чтобы было разумно объяснимо... То ли вообще плюнуть и делать позднюю машину со всеми прибамбасами... но на мирное время...
Сообщение отредактировал DmitryShavrin - Вторник, 21.04.2015, 07:55
Очень полезная и интересная тема,с интересом понаблюдаю,так как в самых ближайших планах тоже ИС-3 на Будапешт,только не модернизированный. Мои работы http://fotki.yandex.ru/users/dsurnin/album/178765/
Мне прямо интересно, чем венгерский повстанцы подбивали "новейшие" тяжелые танки?
Да элементарно коктейлями молотова,в узких городских улицах любой танк прекрасная мишень,именно после событий в Венгрии была пересмотрена компоновка бронетранспортеров,преимущество было отдано разработке именно закрытых вариантов,т.к много бойцов просто сгорело в открытых БТР-152 и БТР-40,в которые забрасывались все те же коктейли молотова. Мои работы http://fotki.yandex.ru/users/dsurnin/album/178765/
Не совсем. На сторону борцов с режымом перешли кадровые части венгерской армии. Так что у безоружных протестантов были танки, и САУ, и ПТО, и дофига стрелковки. Просто западные СМИ показывали слезоточивую картинку про людей с кремневыми ружьями и бутылками, борящихся с танками, которые не жалея никого вокруг, просто из чувства врожденного садизма палят из пушек. А в это время за углом проходили танковые бои... Большая часть сожженных Т-34 на фотографиях из Будапешта как раз и были танками перешедшими на сторону протестантов. Кстати, практически все фото того времени, которые привел Дмитрий, сделаны западными СМИ. Наших фото практически нет. А заря. В итоге в истории остался образ о свободолюбивом народце с карамультуками, почти победившие советского монстра. А про зверства народца во время этих событий - молчек
Есть много фотографий и про зверства толпы... Я уж не стал их приводить... Там такие интеллигентные люди пинают растерзанные тела, подвешенные за вывернутые руки и ноги... Согласен полностью с a4s, на стороне постанцев выступили правительственые войска, на воружении которых было немало бронетехники и артиллерии. По официальным данным, потери Советской армии только убитыми - более 600 человек. О количестве потеряной бронетехники данных не нашел... Но, есть пнречень всех воинских подразделений, принимавших участие в операции "Вихрь" - более 60- ти подразделенй, из которых только одна шестая часть не понесла боевых потерь...
При наличии новых крыльев и фартуков, нет ни дополнительного маслобака на крыле, ни второй фары, ни ограждения фары..... Голенький, такой танчик получается...
Немного не входит в "техзадание"... то-то рожа кривая была у моего приятеля, когда я ему показал эти фото, как прототип модели....
Боюсь, придется собирать позднюю машину со всеми "приблудами"...
Добавлено (21.04.2015, 15:57) --------------------------------------------- Прошу прощения у сообщества - модель будет на более поздний период - мои доводы в пользу боевой машины восприняты не были... Ну хочется человеку иметь поздний ИС-3М со всеми приваренными, прикрученными и привязанными к корпусу железками...
Прошу модераторов перенести тему в "Матчасть".
А я начну новую - по позднеЙ машине ИС-3М на начало 60-х годов.
Сообщение отредактировал DmitryShavrin - Вторник, 21.04.2015, 14:29
по 3ке УКН'овской около казармы Килиана, а есть фото ее башни получше ? просто не очень понятно, это ее так разорвало или местные "исследователи" резанули ?