Здравствуйте! Совсем недавно Драгон выпустил линейку тягачей и истребителей танков на базе тягача RSO.(соответственно некоторые уже стали владельцами этих моделей и наверняка разыскивают информацию и подыскивают прототип для своей модели,собственно поэтому я и открыл эту тему ) Очень интересуют фотографии RSO(но основной интерес представляет модификация RSO/3) Вот какой информацией и фотографиями RSO я распологаю:
Артиллерийский гусеничный тягач Raupenschlepper Ost (RSO) начал разрабатываться после неудачи Вермахта в зимней кампании на Востоке 1941-42 годов, когда немецкие тягачи показали себя не с лучшей стороны, так как глубокий снег и сильные морозы очень затрудняли их работу. Проект нового тягача был выполнен «Танковой комиссией» рейхсминистерства вооружений и боеприпасов под председательством Фердинанда Порше совместно с инженерами фирмы «Штайр–Даймлер–Пух» (Steyr-Daimler-Puch). Причём в проекте даже не участвовали специалисты из Управления Вооружений сухопутных войск. Трудно сказать, чем бы закончилось это соперничество между двумя ведомствами, если бы Гитлер вдруг не высказался в пользу Порше и его концепции гусеничного трактора «русского типа» с большим клиренсом для применения в условиях русских снегов. По мнению некоторых специалистов, название Raupenschlepper Ost (сокращенно — RSO) дал сам Гитлер. Хотя стоит отметить, что первоначально RSO проектировался не как тягач, а как машина обеспечения повышенной проходимости для замены «Мулов». Описание Все главные части нового трактора заимствовались у хорошо освоенного в производстве грузового автомобиля «Штайр» (Steyr) 1500/02. Восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 85 л.с. позволял развивать RSO небольшую скорость — всего 20 км\ч. Опорные катки изготавливались штамповкой из листовой стали и не имели бандажей. Гусеницы шириной 340 мм типа Kgs 66/340/120 также не имели резиновых подушек (какие были у полугусеничных машин) и могли изготавливаться даже из нелегированной стали. Убранство кабины было весьма скромным. Все это делало машину очень дешевой в производстве, но снижало скоростные характеристики. Главным плюсом конструкции RSO был высокий клиренс. В декабре 1941 года австрийская фирма «Штайр» получила заказ на производство 50 тягачей RSO. Уже весной 1942 года RSO подвергся модернизации с целью удешевления в производстве. Вскоре к производству подключилась фирма «Клекнер–Гумбольдт–Дейтц» (Kloeckner-Humboldt-Deutz), предложившая использовать более надежный четырехцилиндровый дизельный двигатель KHD F4L 514. Осенью 1942 года увеличился объем выпуска тягачей RSO. К январю 1943 года планировалось увеличить месячный выпуск этих машин до 2000 единиц. Для выполнения этого требования было решено удешевить процесс производства. Кабина изменила свою форму, теперь изготавливалась из дерева и листовой стали. Несмотря на эти нововведения, достигнуть цифры в 2000 единиц так и не удалось. В январе 1943 года с конвейера вышло всего 1452 тягачей RSO. Линейка этих машин, основанная на упрощении производства, получила следующие обозначения: RSO/01 выпуска весны-лета 1942 года, RSO/02 конца 1942 года и, наконец, машины RSO/03 стали выпускать с января 1943 года. Всего до конца войны было выпущено 28151 единица тягачей Raupenschlepper Ost в различных вариантах. Производство тягачей велось до апреля 1945 года. RSO/01 (Steyr)
RSO/01 (Steyr) - легкий гусеничный тягач с цельнометаллической двухместной обогреваемой кабиной и деревянной грузовой платформой с брезентовым верхом. На этих машинах ставился двигатель Steyr V8.
Тактико-технические характеристики RSO (Steyr): Длина: 4425 мм; Ширина: 1990 мм; Высота: 2530 мм; Боевая масса: 3,8 т; Двигатель: Steyr V8, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; Мощность двигателя: 85 л.с. (62,6 кВт) при 3000 оборотов в минуту; Рабочий объем двигателя: 3500 см3; Трансмиссия: четырехскоростная коробка передач (4+1), дифференциал, гидравлические тормоза на ведущем колесе и ленивце; Ходовая часть: четыре опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения с цевочным зацеплением, направляющее колесо, подвеска рессорная, ширина гусеницы 340 мм; Максимальная скорость: 20 км/ч; Объем бака: 180 л.; Запас хода: 250 км; Экипаж: 2 человека.
RSO/03 (KHD/Magirus) имел стальную кабину упрощенной формы, также брезентовый верх. Двигатель - Deutz F4L514, 4-цилиндровый карбюраторный, мощностью 65 л.с. и рабочим объемом 5322 см3. 7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf)
7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf) - САУ, представляющая собой 75-мм противотанковую пушку Pak 40/4 на шасси тягача RSO. Имела низкопрофильную кабину с броневой защитой порядка 5 мм. Пушка устанавливалась в открытом кузове с откидными деревянными бортами. Всего было произведено 60 подобных САУ.
Разработка этого орудия на шасси RSO началась летом 1940 года. В августе начались первые испытания. Существовало два варианта кабины: низкая и более высокая, способная защитить водителя и сидящего справа от него члена экипажа. В итоге предпочтение было отдано прототипу с низкой кабиной. В отличие от серии "Куниц" (САУ Marder I, II, III), которыми вооружались противотанковые подразделения Вермахта, ПТП на базе RSO имела горизонтальную наводку все 360°. Недостатками были малая площадь кузова, где приходилось двигаться расчету из четырех человек, и их беззащитность перед осколками при обстреле противником.
Гитлер вскоре был проинформирован о разработке этой САУ и одобрил выпуск первой партии в количестве 50 машин для испытаний в войсках на Восточном фронте. Был заплонирован также серийный выпуск еще 400 таких орудий.
Тактико-технические характеристики 7,5 cm PaK 40/4 auf Raupenschlepper Ost (Sf): Производитель: Steyr-Daimler-Puch AG, Steyr-Oberdonau; Тип и модель: самоходная противотанковая пушка на шасси Steyr 470; Двигатель: 8-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Штейр" тип V8; Объем двигателя: 3517 см3; Мощность двигателя: 80 л.с. при 3000 оборотов в минуту; Зажигание: катушка зажигания; Стартер: электрический; Электросистема: 12 Вольт; Сцепление: сухое однодисковое; Трансмиссия: четырехскоростная коробка передач (4+1), дифференциал, гидравлические тормоза на ведущем колесе и ленивце; Длина: 4570 мм; Ширина (стандарт): 1990 мм; Ширина (с зимними гусеницами): 2050 мм; Высота: 2600 мм; Боевая масса: 5,2 т; Орудийная платформа (длина х ширина): 2100 мм х 1860 мм; Клиренс (дорожный просвет): 5500 мм; Ширина колеи: 1350 мм; Ширина гусеницы (стандарт): 340 мм; Ширина гусеницы (зимние): 600 мм; Количество звеньев и тип гусеницы: 65 звеньев, тип KGS66/340/120; Угол горизонтальной наводки: ±30°; Угол вертикальной наводки: от -5° до +22°; Прицел: ZF3; Экипаж: 4 человека. Подборка фотографий RSO c пушкой на горбе: http://www.vn-parabellum.com/gal/ger-pak40-rso-gal.html
RSO mit 2 cm Flak 38 - ЗСУ в виде 20-мм автоматической пушки Flak 38 на горном лафете, установленной в кузове тягача RSO. Было изготовлено всего 12 таких машин. В серийное производство этот вариант RSO не попал.
Raupenschlepper-Gebirge (RSG) - САУ, уменьшенный вариант тягача RSO с установленной в кузове трофейной бельгийской 75-мм горной пушкой образца 1934 года. Один из источников сообщает, что 12 подобных машин состояли в 1-м горном артиллерийском дивизионе. RSO амфибия:
Кроме перечисленных выше вариантов существовали также прототипы тягачей-амфибий, но дальше испытательных образцов дело не дошло.Плавающий RSO: http://strangernn.livejournal.com/98923.html
Применение Тягачи RSO широко применялись немецкими войсками при перевозке грузов в частях службы снабжения. Машина идеально подходила для этой роли, особенно при пересеченной местности. Также часто применялись эти машины и для буксировки различных орудий калибром до 105 мм включительно. Несмотря на то, что был запланирован массовый выпуск 75-мм противотанковых САУ на базе RSO в количестве 400 штук, было выпущено не более 100 подобных машин в испытательных целях. Заводские испытания орудия проходили в декабре 1943 и январе 1944 годов. Боевые испытания начались в конце января 1944 года, когда порядка 50 единиц САУ были переданы в группу армий "Юг". Кроме того, доподленно известно, что некоторое количество машин получила 1-я лыжная егерская бригада (Skijäger Brigade 1) из группы армий "Центр" и два противотанковых дивизиона из группы армий "Север" (Panzerjäger Abteilung 751 и Panzerjäger Abteilung 752).
1-я лыжная егерская бригада, позднее ставшая дивизией, имела в своем составе два полка. В каждом полку была 9-я рота, ставшая после добавления третьего батальона 13-й противотанково-зенитной. Организационно эти роты состояли из двух взводов 20-мм зенитных пушек Flak 38, установленных на однотонных полугусеничных грузовиках Sd.Kfz. 10/5, двух взводов 75-мм противотанковых пушек Pak 40/4 на шасси RSO и одного эскортного пехотного взвода. 13-я рота 2-го полка имела только по одному взводу таких типов. По воспоминаниям обер-лейтенанта доктора фон Крамма (von Cramm), бывшего командира 13-й роты, противотанковый взвод роты оснащался тремя 75-мм САУ на базе RSO, одним грузовиком "Мул" и одним легковым автомобилем VW Kübelwagen. Экипажи самоходок расшифровывали аббревиатуру "RSO" на свой лад - "Rollender Sarg Ost", т.е. (с нем.) "самоходный восточный гроб".
И вопрос о этих "странных гусях" там то же обсуждался это специальные накладки на траки...в сообщении №4 в вашей теме на 5 фотке они закреплены по бортам кузова..