Всем доброго здоровья! Предлагаю вашему вниманию свой "репортаж" о конверсионной сборке легендарной тридцатьчетверки.
Так совпало, что на момент начала конкурса многое уже было сделанно и описанно в "параллельных мирах"- РуМоде и Каропке, поэтому описание постройки надолго не затянется:-)..
Увлечение моделизмом, так или иначе, заставляет время от времени окунаться в омут исторических изысканий. В момент очередного такого погружения, в экспозиции музея Магнитогорского меткомбината я наткнулся на, в общем-то, довольно известную фотографию экипажа танка «Гвардия».
Интрига состоялась: - табличка под фотографией сообщала о том, что экипаж в со-ставе Уральского Добровольческого танкового корпуса отличился во время Львовско-Сандомирской операции. Всегда приятно осознавать, что отличившиеся имеют некото-рое отношение к твоей «Малой Родине», - стало ещё интереснее.
Экипаж танка Т-34/76 «Гвардия» воевал в составе 2 ТБ 63«Челябинской» ГвТБр (ко-мандир батальона - гвардии майор П.В. Чирков). Фотография сделана 21 июля 1944г; ма-шина потеряна 24июля 1944г в ходе боёв в г. Львов.
Давнее желание собрать копию не абстрактной Т-34, а машины с историей, оконча-тельно оформилось как «техзадание» сделать «Гвардию». Присмотревшись к деталям, можно разглядеть, что танк имеет сварную командир-скую башенку, опорные катки – штампованные, с боковой перфорацией бандажей, но без рисок (по крайней мере, два передних по левому борту). Передние грязещитки отсутству-ют. Так же утрачена передняя часть левой надгусенечной полки, вместе с ящиком ору-дийного ЗИП. Имитация панорамы с правой стороны башни - заметно деформированная. Совокупность сварной комбашенки и штампованных катков, с большой вероятностью, говорит о том, что машина выпущена на 174-м заводе в Омске. Время выпуска: ориенти-ровочно, осень 1943 - зима 1944 года. Об этом косвенно можно судить и из мемуаров командира 63 ГвТБр М.Г. Фомичёва: «Мы, конечно, в те (февральские-Е.К.) дни не знали, что советское Верховное Главнокомандова-ние решило развернуть в начале марта широкое наступление силами 1, 2 и 3-го Украинских фрон-тов с целью завершить освобождение Правобережной Украины….. … Едва стемнело, как мы приступили к разгрузке танков. Сброшены брезенты, и танк за танком спускаются с платформ. Ко мне подбегает командир третьего батальона гвардии капитан Маслов. — Что случилось? — Во танки! — восклицает комбат. — Модернизированные, часть из них с новой 85-миллиметровой пушкой. [74] Вы посмотрите, что творится в экипажах! От радости люди пляшут ». Дело в том, что изначально при формировании весной 1943г, бригада была укомплектована машинами выпуска ЧКЗ с башнями- штамповками УЗТМ без комбаше-нок. Танк «Гвардия», скорее всего, – из тех самых, «модернизированных» (с башенкой, но не с 85-мм пушкой). Отсюда и довольно светлый тон окраски – машина, очевидно, пере-крашивалась к летней кампании защитным цветом поверх полустертого заводского белого камуфляжа. Чтобы воссоздать танк в пластике, решил использовать залежавшиеся в закромах на-боры Т-34/76 от «Звезды» (далее по тексту «З») и Т-34/85 от «Моделиста» (он же от «Ма-кета» и «Алангера», далее по тексту «М»). Опорные катки и всевозможная «бонусная» мелочевка были «изъяты» из набора сормовской тридцатьчетверки от «Dragon» (далее по тексту «Д»). Общий подход можно охарактеризовать фразой: «на тебе боже, что нам не-гоже». Да и вопрос бюджета модели я склонен рассматривать не в последнюю очередь. Первые два набора в «изкоробочном» виде стали уже неинтересными, а вот из китайского катки заимствовались под честное слово перед самим собой найти достойную замену.
Теперь подробнее о самом интересном, – о доработках. Башня. За основу взята, разумеется, «гайка» от «Звезды». Изменены обводы стыка половин литьевой формы, острые кромки передней части сглажены. В бортах прорезаны смотро-вые щели, из шпатлевки сымитированы их обрамления. Приливы и заглушки пистолетных портов – из разного диаметра отрезков литника. Рельеф грубой «земляной» отливки сош-курен и восстановлен жидкоразведенной шпатлёвкой до визуального эффекта отливки в кокиль. В кормовой части – имитация трех срезов от литников.
Командирская башенка изготовлена из одноименной детали от Т-34/85, уменьшен-ной по диаметру. Смотровые щели сделаны аналогично башенным. Створки командир-ского люка взяты от «Звездовской» СУ-100, отбортовки – из листового пластика, выре-занного по окружности циркулем-измерителем. После приклеивания сегментов отбортов-ки, пластик довольно щедро смазан модельным клеем. В итоге он чуть оплыл вокруг тор-цов створок и приобрел округлую форму поперечного сечения. Характерной деталью сварных комбашенок была пластина-усиление, приваренная поверх шва, - так же листовой пластик. Командирская панорама передвинута немного вперед. Напротив люка заряжающего приклеен «стакан» - фальшпанорама, сделаны новые крепежные флянцы.
У самого люка пришлось заново делать навес. На «звездовской» детали чередование петель с точностью «до наоборот» относительно того, что было в жизни. Правильный на-вес нашелся на круглом кормовом люке МТО «макетовской» модели, причем с возможно-стью имитации рабочих петель. Что и было использовано, - петли просверлены и соеди-нены проволочным «пальцем». Следующим разочарованием от «кумира детства моего» стало полное отсутствие элементов фиксации открытого положения люка: крючка и упора на створке, и зацепа и резиновой подушки на неподвижной части навеса. Обычно эти ме-лочи легко воспроизводятся с помощью ФТД. Но, поскольку травления под рукой у меня не было, – проще показалось повозиться с пластиком. Кроме того, работающий люк пред-полагает и подвижный крючок-фиксатор, тут уже и с металлом могут возникнуть опре-деленные затруднения. В общем, необходимые элементы (проушины, скоба-упор, крю-чок) склеивались на отдельной пластине, обтачивались наждачкой до нужной формы и размеров. Далее срезались и пересаживались на штатное место. (Стоит отметить, что в за-готовках сначала сверлятся отверстия, потом деталь обтачивается вокруг). Крышка люка дополнена внутренним замком и новой скважиной ключа. Уступ в проеме лаза уменьшен до приемлемого размера.
Неподвижная бронемаска орудия («колокол») слегка расширена вставкой со стороны правой (по ходу) скулы. Размеры и очертания самих скул подкорректированы напильни-ком по фотографиям реальных танков. Планки по бокам «колокола» срезаны и «приваре-ны» как надо – к телу башни, выведены наружу хвостовики трех видимых крепежных болтов. Бронировка системы отката дополнена недостающими шестигранными головка-ми, «борода» удлинена в нижней части, сымитированы следы огневого реза и сварочные швы. Хитроспрофилированный козырек из набора заменил на самодельный,- менее изы-сканный, но более правильный. Ствол пушки – китайский, (в наборе «поздней сормовчан-ки» стволов аж три штуки: точеный, пластиковые цельный и разъёмный).
Корпус. Корпус я решил скомпоновать из двух разных наборов: ванна и ходовая – из «маке-товского», верх и кормовые бронелисты – из «звездовского». Такой выбор основан на том, что деталировка ниже «ватерлинии» у первого производителя на порядок лучше, но кор-ма – сормовская, с оригинальным нахлестом верхнего бронелиста. На омских же маши-нах, выпускавшихся по чертежам УВЗ, - все вполне традиционно. Поэтому верх корпуса и кормовые листы – от «Звезды». Да и литые картеры бортовых редукторов здесь более подходящие. Стыковка частей от разных производителей, само собой, без «plastic»- хирургии не обошлась, шпатлевка использовалась повсеместно. После склейки половин корпуса по-требовалось изготовить дополнительную пластину на нижний лобовой лист, чтобы устра-нить большую ступеньку на стыке с лобовой балкой. Плюсом этой манипуляции стало об-разование двух швов, вполне соответствующих тому, что было на настоящих танках. На ВЛД и кормовых листах пришлось срезать все выступающие детали, кроме петель люка мехвода и узла трансмиссионного люка.
Шиповой стык верхнего лобового и бортовых листов прорезал ножом и «подплавил» жидким модельным клеем. В процессе полимеризации форму шва можно подкорректиро-вать, воссоздать фактуру сварки. В принципе, этот момент можно оставить без внимания – если на модели присутствуют предкрылки. В моём случае, на прототипе их нет. Только по правому борту приклеена пластиковая имитация крепежных планок. По левому борту – крепления «утрачены». Сам лобовой лист укорочен в верхней части заподлицо с крышей: - убран характер-ный вырез посередине. Доработаны сварочные швы на соединении ВЛД с бронелистам бортов и крыши. После удаления пластика крыльев и предкрылков, на открывшихся участках бронелистов пришлось на торцы подклеивать пластиковые полоски, чтобы «рез» стал перпендикулярным плоскости самого листа. Головки регулировки кривошипа я аккуратно срезал лезвием и наклеил каждую на литник подходящего диаметра. Высверлил в нужных местах сквозные отверстия и вклеил туда эти «новые» детали так, чтоб образовалась кольцевая канавка-проточка.
Чтобы штатный «звездовский» бронеколпак курсового пулемета стал похож на свой прообраз, пришлось корректировать его форму: наращивать листовым пластиком ненуж-ную «седловину» и полужидкой шпатлевкой делать фактуру литой брони. «Яблоко» вы-лепил из эпоксилина. Кольцо-фиксатор с пятью винтами – листовой пластик. Сам пулемет ДТ (в двух экземплярах) – игла от шприца. Доработка люка мехвода свелась к следующему: срезаны и перенесены чуть вниз оси запоров и сами запоры; под «ресничками» выбран пластик, сымитированы их тяги и смотровые приборы. Остекление последних воспроизведено при помощи кусочков фото-пленки. Шпатлевкой поверхности люка придана фактура литья. Петли навеса очень сильно уменьшены и сделаны рабочими. Под люком приклеена планка-отбойник. Характерной особенностью машин, выпущенных на 174-м заводе в Омске, были «ва-риации» петель откидного кормового листа. Встречаются и «уральские», и «сормовские», и широкие петли как на круглом трансмиссионном люке. На модели я сделал «сормов-ские», использовав в качестве донорских детали из «макетовского» набора (немного уменьшив до приемлемого размера). Болты крепления по периметру ВКД переставил на «свои» места, не отказав себе в удовольствии оставить несколько «невкрученных».
Буксировочные крюки пришлось основательно перепиливать. В итоге у меня из че-тырех «звездовских» заготовок получилось четыре разных детали. Выбрав по фотографи-ям оригинала самый похожий крюк, растиражировал его литьём «белого металла» в гип-совую форму. Защелки-фиксаторы слегка подкорректированы по форме язычка. Пластиковые решетки воздухопритоков я выпилил и заменил на самодельные. От-кидную крышку с сеткой позаимствовал из наборов от «Dragon». Чтобы пространство под решетками не зияло пустотой, туда вклеены панели и жалюзи от «макетовского» корпуса. Броневые крышки «отделены» расшивкой от бронелистов, а их крепление в передней час-ти переделано из трех - в четырехболтовое. Так же расшивкой доработаны и лючки на крыше боевого отделения.
Обвеска (поручни, скобочки, крепления доп. баков) выполнена из проволоки и ос-татков плат ФТД. Поскольку на фотографии прототипа все эти детали не просматривают-ся, их расположение выполнено по фото кубинского полигонного экземпляра. Антенный ввод взят опять же из «Д», сама антенна – вибрисс (котовый ус), вставленный в проволоч-ную спираль. Фара и клаксон расположены уже опираясь на фото «Гвардии». Фара – от «Эльф». Клаксон – от «Макета», с переточенной на дрели дудкой. Все просматриваемые кромки пластиковых надгусеничных полок и закрылков уменьшил по толщине.
Ходовая часть. Как отмечено ранее, ходовая в «макетовском» исполнении довольно прилично дета-лирована. Конечно, уступает по точности тому же «Dragon», но значительно интереснее, чем у «Звезды». Единственным заметным изменением стало удаление по одному из пе-редних буферов (сдвоенный буфер для «гаек» нехарактерен). Изначально у меня не было цели делать в подвеске какие-либо рабочие узлы: - все решил случай. Точнее два: на полусобранной заготовке из-за небрежного хранения отва-лились некоторые балансиры - это во-первых; нечаянно достался набор «Magic Track» - это во-вторых. Качество наборных траков приятно поразило - никаких привычных литей-ных дефектов. Но ведь как же без того, чтобы помучиться? Да и на работающие гусеницы уже давно засматривался. В итоге, траки просверлил и собрал на проволочных «пальцах». Уже после этого и три оторванных балансира сделал подвижными. Схема закрепле-ния наглядно проиллюстрирована на фотографии. Балансиры насажены на соломинку для коктейля, а вся конструкция закреплена в двух отверстиях: бортовом и «внутреннем». В корпус вклеено оставшееся не у дел «корыто» от «макетовской» модели, в его стенках просверлены отверстия под свободные хвостовики нашего импровизированного вала. Принцип - почти как у торсионной подвески, с той разницей, что вал не работает на скру-чивание, а положение катка поддерживается только трением в двух точках крепления. Можно, конечно, сделать и «полноценную» торсионку, да нужно ли это на статичной мо-дели? Развивая предложенный способ, достаточно оставить жестко закрепленными по два катка с каждого борта (например, для Т-34 2-й и 4-й – они будут держать вес модели), а остальные (1-й,3-й и 5-й) сделать подвижными – и мы получим возможность ставить по-делку практически на любое основание! Результат себя полностью, на мой взгляд, оправдывает: удобство при покраске – сборке ходовой и установке танка на неровный грунт подставки искупили затраченные усилия. Подбор катков получился следующий: ведущие и штампованные опорные – из набо-ра «Dragon». Поскольку на титульной фотографии можно разглядеть, что катки без рисок на бандажах, я, боясь согрешить против истины, зашпатлевал риски на двух из них. Ос-тальные оставил с полностью перфорированными шинами. Такое сочетание в совокупно-сти с частично утраченным крылом выглядит вполне достоверно и наводит на мысль о боевом повреждении ходовой. Ленивцы – от «Звезды». Их я слегка обточил по диаметру и по ребрам усиления, чтобы катки выглядели ближе к оригиналу и не пугали толщиной своих кромок. После примерки деталей ходовой части без клея, меня очень долго смущал сильный провис гусениц. Даже в положении ленивцев, соответствующем наибольшему натяжению. Интуитивно, я оси кривошипов перенес немного вперед. И как оказалось, был прав – у «макета» посадочное отверстие несколько сдвинуто к первому опорному катку.
После этих доработок модель приняла более правдоподобный вид и, надеюсь, стала похожа на изделие 174-го завода НКТП. Греет душу и то, что ретивые азиатские произво-дители тему омских «гаек» пока не разрабатывают.
Покраска. На художественных приемах и способах окрашивания и «грязеринга», думаю, не стоит подробно заострять внимание. Ибо технологий существует масса, все они достаточ-но расписаны многими уважаемыми коллегами. Да и личный опыт по окраске танков не позволяет выступать с менторскими интонациями… Тем не менее, по порядку о том, что сделано. Базовая покраска – «Супер-Звезда» из аэрографа, самозамес «на глазок». Задувал в три захода, из глубины к поверхности с ос-ветлением оттенка.
Смывка, тонировка плоскостей, сколы и потертости, сухая кисть - ПВА-темперой.
Евгений.С удовольствием и интересом прочитал весь блог ...Сижу и думаю,как жить дальше...в какой двери пальцы подровнять...Всё очень здорово и интересно представлено. С уважением,Андрей.
Сообщение отредактировал andbend - Пятница, 21.08.2009, 12:45
Следил за эпопеей в "параллельных мирах",поражался ..а сейчас всё в компактном виде смотрится ещё впечатляюще Хочешь увидеть модель,соответствующую твоим представлениям?Сделай её сам.
Да, работа большая, нестандартный подход - это очень импонирует. Всех участников конкурса мне тут распугаете . Правда, подход с оценке работы тоже будет нестандартным, поэтому желаю всем хорошего "пиления дровишек" Ваш, Евгений Гречаный.
Вот это перепил,аффигеть,а сколько информации полезной,клаассс,очень понравилось про крюки -вечная проблема и про торсионную подвеску-ваще супер,обязательно где нибудь применю,а так же очень радует привязка к реальному прототипу. Перестал курить .
Сообщение отредактировал Ven-zeles - Понедельник, 24.08.2009, 16:34
Мдя... после увиденного прошу:Андрей andbend, когда будеш пальцы ровнять,позови меня(мне тоже немешает) Что касается модели-просто супер!!!!!(сколько ж это надо времени и терпения...)Кстати,а сколько занял процесс зборки с нуля и по данный этап?