Т-80У - танк одновременно очень известный и неизвестный. 219АС стал плодом многолетнего труда СКБ-2, ХКБМ и КБТМ, появился на свет в эпоху перемен, был выпущен небольшой серией и стал самым мифологизированным из никогда не воевавших танков.
Пожалуй, самое интересное в Т-80У - это его прототипы. Машины, построенные под шифром 219А, в каком-то смысле даже более загадочные, чем великий и ужасный Молот, и, что удивительно, гораздо менее известны. В моих планах построить модели собственно серийного "омича" Т-80У, объекта 219А выпуска ХЗТМ им. Малышева декабря 1984 г. и прототипа Т-80УК - объекта 630А на базе 219А.
Откуда есть пошел Т-80У? Началось все в 1980 году, когда на испытания вышла машина с двигателем ВТДТ-1000Т и башней от харьковского объекта 476. Башня отличалась усиленной бронезащитой, на ней смонтировали опытную ЗПУ закрытого типа:
Работы проводились в рамках ОКР "Совершенствование Т-80", головным разработчиком было КБ-3 Кировского завода, г. Ленинград, главный конструктор Н.С. Попов. За боевое отделение отвечало ХКБМ им. А.А. Морозова под руководством главного конструктора Н.А. Шомина, используя наработки по опытному танку объект 476. Подобное "разделение труда" было насущной необходимостью, поскольку КБ-3 испытывало значительные трудности по отработке силовой установки и шасси и его сил не хватало на работы по остальным системам, к тому же планировался переход завода им. Малышева в Харькове на производство Т-80 вместо Т-64, и было принято вполне разумное решение сразу ориентировать завод на производство наиболее совершенной модификации. По сути, параллельно велись работы по увеличению подвижности Т-80, улучшению его бронезащиты и повышению огневой мощи. За разработку КУВ 9К119 отвечало КБ Машиностроения, за разработку комплекса управления оружием - ЦКБ Точного приборостроения.
Н.А. Шомин слева, Н.С. Попов в центре.
В 1982 году силами ЛКЗ были выпущены 4 машины объект 219А, две использовались для ходовых испытаний, две - для отработки систем вооружения. Общий пробег этих танков составил 16 000 км. Вот одна из этих машин:
Эти же четыре танка плюс дополнительные две единицы, оснащенные КУВ Рефлекс и КУО 1А45 Иртыш, вышли на государственные испытания, которые не выдержали. Вот эти машины во время испытаний, хорошо заметен прожектор "Луна", установленный слева от пушки, как на Т-64:
В декабре 1983 года ХЗТМ им. Малышева выпустил 10 единиц машин объект 219А для сравнительных войсковых испытаний с Т-64 и Т-72. Позднее все 10 танков были использованы для отработки различных систем и узлов. Испытания проводились на Ржевском и Гороховецком полигонах, а также на НИИБТ полигоне в Кубинке. Отрабатывались размещение динамической защиты Контакт-1 и Контакт-5, ЗПУ различных типов, установка спаренного крупнокалиберного пулемета, кондиционера и т.д. Большинство этих машин не дожило до нашего времени, окончив свои дни под резаком на 206 БТРЗ в Уссурийске. Например, вот эта машина с дополнительным бронированием ВЛД, бонками для Контакт-1 и переносной ЗПУ по типу серийных Т-80У была запечатлена "при жизни" и "при смерти":
На этой машине отрабатывали ВДЗ:
Вот машина со спаренным крупнокалиберным пулеметом:
Еще несколько машин из первой десятки:
Одна из схем размещения ДЗ на чертеже и на полигоне:
27 ноября 1984 года танк Т-80У (объект 219А) был принят на вооружение Советской армии. В декабре 1984 г. на ХЗТМ началось производство установочной партии машин. Было выпущено 30 единиц объект 219А и еще 5 были, видимо, переделаны в Т-80УД. Для газотурбинных танков наступили тяжелые времена, так как умер главный лоббист газотурбинной тематики - Д.Ф. Устинов, и в Харькове тут же вспомнили свои "дизельные" эксперименты. Харьковская машина выпуска декабря 1984 года выглядела вот так:
Были также несколько машин, не входивших в серию, получившие нестандартные номера У12ЕТ00*. Известны как минимум две таких единицы, У12ЕТ005 и У12ЕТ008, первая закончила свои дни на 115 БТРЗ в Харькове, а вторую можно увидеть в музее в Кубинке.
Также в Харькове было выпущено три командирских машины объект 630А на базе 219А. Они отличались от предсерийных "тумбовой" ЗПУ, двумя антенными вводами и пеналом для антенн на крыше МТО:
Предсерийные машины не попали в строевые части, использовались для испытаний и по большей части были утилизированы, как этот танк на 206 БТРЗ в Уссурийске:
А эта машина использовалась на НИИБТ полигоне в Кубинке для испытаний обстрелом:
Про создание Т-80У был снят документальный фильм, в сокращенном виде выложенный в сеть Андреем Тарасенко:
Т-80У дошел до серии только к 1989 году. Причина была проста - потяжелевшей машине был необходим более мощный двигатель, а доводка ГТД-1250 в условиях сократившегося финансирования затянулась. В результате всех доработок получился объект 219АС, где буква С, видимо, обозначает "Серийный". Выпуск Т-80У распределился следующим образом:
1989 - 50 шт (ЛКЗ, все машины с ГТД мощностью 1100 л.с.);
1991 - 150 шт (Омский Трансмаш, плюс к этому в 1991 году омский завод изготовил последние 75 танков Т-80БВ);
1992 - 5 шт (Омск);
1993 - 65 шт (Омск);
1994 - 92 шт (Омск);
1995 - 51 шт (Омск);
1996 - 18 шт (Омск).
На этом производство данного танка было прекращено. Всего было выпущена 431 машина, не считая опытных и предсерийных образцов первой половины 1980-х.
Источник - С.В. Устьянцев. Омский завод транспортного машиностроения. Библиотека Танкопрома; Издание УВЗ, Екатеринбург, 2018 (стр.92-108).
Т-80У использовался следующими частями:
22 МСД (Петропавловск-Камчатский) получила батальонный комплект машин в 1990 г., танки были выведены с Камчатки в середине 1990-х и попали в 240 УТП в Анастасьевке, Хабаровский край. Эти машины были утилизированы на 206 БТРЗ в конце 2000-х гг.
4 Гв. ТД (Наро-Фоминск) получила дивизионный комплект машин в 1995 г. взамен Т-80УД и использует их до сих пор.
Несколько машин находится в распоряжении КБТМ (Омск) и ЛКЗ.
Также были осуществлены поставки Т-80У на Кипр и в Южную Корею (суммарно около 100 единиц).
До наших дней дошло несколько опытных и предсерийных машин 219А. Очень раннюю машину, по всей видимости, выпуска 1983 г. (хотя, это может быть и башня 219А на шасси Т-80Б), если моя информация верна, передали на военную кафедру МИСиС, где она стоит вот в таком виде:
Опытная машина выпуска 1983 года в качестве тактического объекта находится на полигоне ГРАУ в Смолино (Гороховецкий полигон):
Предсерийная машина находится в музее в Кубинке:
Командирский танк объект 630А, переоборудованный под дизель 6ТД, находится в парке на Соколиной горе в Саратове:
По всей видимости, какое-то количество предсерийных машин осело на ЦБРТ, все остальные опытные и предсерийные образцы были утилизированы. Вот такая грустная история. Надеюсь, мой материал будет интересен населению этого форума. Строил, строю и буду строить.
Я этот танк труба шатал и башня вертел
Сообщение отредактировал reconmarine41 - Вторник, 07.05.2019, 17:14
Запилы 80-к - какое-то своеобразное воплощение детской мечты. Т-80У мне всегда нравился чисто эстетически, и пофигу на его специфиескую силовую установку и прочие минусы. На днях я наконец не выдержал, психанул и купил модель Т-80У от RPG. Сначала я даже думал, не взять ли мне Т-80У от Трумпетера, но после перепила Т-80УД я решил, что дубль два я не хочу. Сравнение литников окончательно сместило чашу весов в сторону продукта от RPG. Стройка "чистой" Ушки будет своего рода тестовой, так как по итогам я решу, насколько хороша эта база для дальнейшей постройки серии прототипов.
Немного о самом наборе от RPG. Как его только не ругают, но, по факту, он очень хорош. Если сравнивать с Трумпетером, то качество проработки тут гораздо выше при сопоставимой стоимости. Рабочая подвеска - решение своеобразное, но для постройки диорам может пригодиться. Кто-то жалуется на большую расчлененку, но именно она оставляет широкий простор для различных доработок. Меньше резать и кромсать. В общем, мне понравилось, по сравнению с древними звездодрагонами и скифами это небо и земля. А ведь когда-то пилили эти дрова и не жужжали. А теперь для кого-то и РПГ - дрова.
В качестве образца для модели я выбрал машину из состава Кантемировской дивизии, бывшую в составе "северного ветра" зимой 2015 года. Так как мне обломилось по случайности заполучить жуткие дрова в виде КМТ-6 от Скифа, буду строить танк с минным тралом. Пока что копийность модели в целом меня вполне устраивает и серьезные доработки, на первый взгляд, не потребуются, а вот с тралом придется повозиться. В следующих постах я попробую обобщить информацию о машинах под шифрами 219А и 630А и немного рассказать, что они из себя представляли, а пока немного вдохновивших меня фото:
Строил, строю и буду строить.
Я этот танк труба шатал и башня вертел
Сообщение отредактировал reconmarine41 - Вторник, 07.05.2019, 12:37
Ну, она есть. Пока еще не понял, это хорошо или плохо. В конце концов, всегда можно сделать эти детали из листового пластика Строил, строю и буду строить.
Как дошли руки до резинок на башне, так оказалось, что в наборе аж два черных литника. Один "резиновый", второй пластиковый. Что хочешь, то и ставь. Хороший подход. Строил, строю и буду строить.
Один "резиновый", второй пластиковый. Что хочешь, то и ставь. Хороший подход.
Очевидно у Вас набор относительно "свежего" выпуска и РПГшники стали вкладывать еще и пластиковый дубль своей "резины".Все кто купил эту модель раньше получали в свое распоряжение только резиновые отливки,довольно отвратительного качества,в основном это касалось бортовых экранов,которые по верхней кромке имели неустранимую волну.После того,как пошли нарекания,видимо и на сайт им писали,китайцы стали лить дубликаты резины из полистирола,с заменой за деньги всем желающим.Там еще момент,что пластиковые экраны поплыли по размерам,по сравнению с резиной,из за разной степени усадки материала при остывании.В теме по РПГ коллеги описывали все эти моменты.
Да, я тоже подумал, что набор свежий. РПГшники молодцы, обратная связь работает. Это не Трумпетер со своим бешеным принтером - похоже, да и ладно, побежали еще одну модель пилить. В принципе, если РПГ сделают целую серию моделей Т-80, я буду только рад. Их модель очень и очень хорошо проработана, как бы кто ни ныл.
По поводу усадки пластика, резина в сравнении с полистиролом выглядит вот так. Сильной разницы в размерах не уловил, но зато пластик не идет волной:
На этот момент собрал подвеску, крышу МТО, зашлифовал те зоны башни, где нет противорадиационной мастики и установил блоки ДЗ:
Ствол собирается аж из четырех секций с очень подробной деталировкой. Думаю, что оставлю ствол из набора, точеный ставить не буду:
В общем, пока что постройка Ушки доставляет одно удовольствие, после запила УД просто отдыхаю. Строил, строю и буду строить.
У меня возникло два вопроса: 1. Что это за штука в красном круге? 2. Каким образом опускается и поднимается трал, когда оборудование для его подъема не установлено?