так сложилось что мне всегда нравились Hetzer`ы - по дизайну и по своему "славянскому" происхождению. И вот, волей случая в моих руках одновременно оказалось 3 варианта Хетцера в 35-ом масштабе трёх фирм - Academy, Tamiya и Dragon Кроме того, очень удачно пришла от eduard книга:
Если у почтенной публики есть интерес - готов подробно отснять все три модели и попытаться определить положительные моменты и "косяки". Проблема в том, что миллиметры я особо мерять не люблю и не умею, для меня главное - чтобы образ модели совпал с оригиналом (ну и разная мелочёвка, которая сильно оживляет модель).
Уже сделал первые фото катков, ленивцев и ведущих звездочек. Выложу следующим сообщением.
Если подробная инфа не нужна - могу просто отснять все литники.
Дабы не быть голословным выложу первые фото и размышления по поводу моделей.
Сразу хочу отметить, что с Хетцером от dragon мне не очень повезло - он мне достался в варианте комикса (???), но, получив уверения продавца, что с матчастью там всё ОК и нужно только "добавить воды" (декали) всё же был приобретён. По факту, если смотреть официальную позицию производителей, у меня на руках 2 разных модификации Хетцеров - 2 "средних" и один поздний/финальный. Средние машины выпускались с июня 1944 по сентябрь 1944. Поздние - по декабрь и финальная серия в 1945 году. Что же лежит в коробках: Пока что разбирался только с ходовой и окончательный вывод сделаю после всех "раскопок". Для начала рассмотрим катки, ведущие звездочки и ленивцев. Если верить книгам - ведущие звездочки за время производства сколь значимого изменения не претерпевали (исключение машины 0-вой серии, но их в расчет не беру):
Что мы имеем к коробках (прошу прощения, некоторые фото не очень в фокусе, так как было темновато и фотоаппарат не всегда снимал с нужной резкостью, особенно dragon): Academy Крышка ступицы идет отдельной деталью. (добавлю позже). В целом похоже на прототип, первоначально думал что ребра усиления тоньше, чем нужно, но сравнив с прототипом думаю, что самый близкий вариант
Tamiya Крышка также отдельной деталью (про них совсем забыл когда фотографировал) Кажется ребра усиления толстоваты. НА фото кажется, что центральная часть звездочки выпуклая. ЭТО БЛИК. На самом деле со звездочкой всё более чем ОК. Она слегка вогнутая, как и на "канадской" машине - одной из двух ранних, дошедших до наших дней в более -менее аутентичном виде.
Dragon На крышке ступицы достоверные гайки, но ребра усиления ИМХО тоже чуть толще чем хотелось бы.
Катки Различались на ранние - с 32 болтами крепления (с марта по сентябрь 1944) и поздние с 16 заклепками ранний
поздний
Academy - катки поздние
Dragon также поздние
Tamiya - единственная кто дает в наборе ранние катки (поздних в комплекте нет)
Ленивцы: Было аж 4 вида - 12, 8, 6 и 4 отверстия облегчения (если я неправильно их обозвал - поправьте:) ). Считается, что 12 отверстий - признак ранней машины. Такие ленивцы ставились до июня 44-го. С июня по сентябрь ленивцы шли как с 12 так и с 8 отверстиями (в зависимости от производителя). С сентября по декабрь -8 и 6 отверстий. С 1945-го только с 4-мя отверстиями. На послевоенных видел только с 4-мя отверстиями.
На вскидку нашел фото 3 вариантов Ранний
Поздние
Academy Дает три варианта ленивцев, и все поздние. Выглядят вполне прилично
Tamiya Дает опять же ранний ленивец. Очень порадовала проработка, особенно винтики.
Dragon "Удивил" . честно говоря я долго искал "лицевую сторону" на ленивцах. Вид так себе. крышка отдельно (все крышки отсниму завтра, ибо забыл)
Вывод по "каткам", ленивцам и ведущим колесам:
Академия - машины после сентября/октября 1944
Дрегон - аналогично академии,
Тамия - с начала производства по сентябрь 1944го (на самом деле есть ещё ньюанс по ширине обода(или бандажа, в этом я ещё не разобрался, не нашёл соответствующих фото) Если раскопаю то дополню здесь.) Если с академом всё ясно из названия модели, то что же такое "МИД продуктион" dragon`а теперь остается открытым. К концу разбора постараюсь разобраться.
P.S. У Академии заявлено ещё 2 Хетцера. Один здесь уже обсуждали - поздний на Прагу. Второй - ранний. Если удастся их достать - добавлю к обзору. Также у Эдуарда был Хетцер. не исключаю, что у Итала он также был. Если смогу достать эти раритеты также добавлю в обзор.
Предложениям/ дополнениям по этому любопытному девайсу буду очень рад.
Сообщение отредактировал Alec - Понедельник, 24.03.2014, 19:39
Alec, Молодец! Очень полезный и нужный сравнительный обзор. С нетерпением ждём продолжения! "О ты, владыка ледяных ветров, Хранящих скрипы весел на драккарах! О ты, дворец языческих богов, Неведомых в далеких южных странах!"
Спасибо за поддержку. продолжим изыскания. План на сегодня: траки
Если верить труду от missing Links, на хетцере использовались 5 видов траков. от pz38t на прототипах ранние - на ранних машинах до июня 1944 с июня по сентябрь - ранние и поздние вперемешку С сентября - поздние (видимо тогда же второй вариант поздних и осткеттены). Ранний тип трака
Поздний тип Поздний не совсем корректный, потому как на нем есть элементы не очень характерные для типового. но представление о главном отличии - четырех ребрах против трех у раннего - он дает
Dragon предлагает нам однозначно поздний тип (траки наборные, обыкновенные. никаких ds и magic track)
ИМХО - самые неаккуратно отлитые траки, при том что элементы крепления траков между собой (ось и гайка(???)) отлиты правильнее всех (с одной стороны круглая шляпка как у заклепки, с другой - "гайка-цилиндр")
Academy также дает поздний тип, правда отлит он значительно аккуратнее чем у dragon. Часть траков собрана в ленты для упрощения их сборки и монтажа
Tamiya в данном вопросе также верна выбранному прототипу и предлагает аж 2 варианта ранних траков - виниловыми лентами и наборные (где часть траков также как и у академа собрана в ленты)
Винил не фотографировал, но если интересен - могу сфотографировать и выложить.
Добавлено (25.03.2014, 00:01) --------------------------------------------- Буду рад любому участию в данной теме!
В одной из самых свежих книг по Прагам, на базе которой сделана эта САУ, за авторством Алексея Калинина, есть упоминание о том, что название Hetzer эта самоходка никогда не носила. При принятии на вооружение она называлась Sturmgeschutz n.A. с января 1944. После передачи машины из артбатальонов в танковые подразделения она сменила название на Panzerjager fur 7.5 cm PaK 39 L/48, а с сентября 1944 стала именоваться Jagdpanzer 38(t), что является единственно правильным названием, подтверждаемым трофейными немецкими и советскими документами.
Спасибо за обзор, так как зверек довольно интересный, хотя как сау довольно уныл. Есть пожелания по обзору. Желательно делать, как сделал Женя - все детали вместе с размерами, туда же желательно втыкать и фото оригинала. Что касается ленивцев - ленивец с 12 отверстиями был в ходу до октября включительно, а если верить подписи к фото в книге Light jagdpanzer, то и собранный в декабре на Шкоде Хетцер, который был тестовой машиной на Кумерсдорфском полигоне, то такой ленивец мог встречаться и в декабре 44-го. Ленивцы с 4-мя отверстиями характерны для поздних машин 45-го года выпуска, т.к. январские к примеру машины, выпуска ВММ имели ленивец с 8-мью отверстиями и ребрами усиления между ними. Траки. С траками пока не ковырялся активно, но замечу, что осткеттен не использовались на Хетцерах. Есть только одна машина, на которой они тестировались и которая была сожжена в Праге (если я не путаю). Что касается
Цитатаchoko-panda ()
а с сентября 1944 стала именоваться Jagdpanzer 38(t), что является единственно правильным названием, подтверждаемым трофейными немецкими и советскими документами.
То это не совсем верно. Вечерком я постараюсь запостить, как именно документ ее называет.
Дим, я думаю, что Алексей один из не многих, кто действительно разбирается в Праге (38 т), но Хетцер, это немного другое и он им непосредственно практически не занимался. Хетцер, да, такого названия не было. http://www.panzerworld.com/german-armor-myths
Вить, да. Алексей прямо пишет о том, что детали от Праги на САУ далеко не все подходят и что это по сути другая машина. Теперь понятно почему в книге он ей отвел маленький раздел. Спасибо за информацию.