Доброго дня.
В свете того, что в недалеком будущем собираюсь начать стройку этого интересного танка (и, надеюсь, не я один... ), я решил еще раз сделать обзор того, что лежит в коробке, а, заодно, определиться с объемом предстоящих работ, а также с тем, какой афтермаркет нужно приобрести для доработки данного кита.
Я разделю обзор на части, поскольку планирую показать много фотографий модели и, для сравнения, фото реальной машины.
Параллельно попробую высказать свои мысли по доработке того или иного узла или детали и, если нужно, укажу - какой именно афтермаркет можно здесь применить.
I. КОРПУС (соединение бронелистов по периметру, установка кронштейнов ходовой части)
Ванна корпуса:
Кронштейны крепления балансиров опорных катков:
1) Отсутствуют сварные швы соединения бронепит ванны корпуса.
2) Швы приварки оснований кронштейнов балансиров по всему их периметру очень невнятные и узкие, а на горизонтальных участках сопряжения с корпусом вобще отсутствуют. Нет швов соединения кожухов торсионов с основанием кронштейнов.
3) Болты крепления крышек муфт осей балансиров замылены и требуют замены. Здесь нужно ставить мастерклубовские болты 0.7 мм с низкой головкой (МС435044)Добавлено (07.06.2015, 19:28)
---------------------------------------------
Нижняяя кормовая плита и бронировки оснований установки защиты картеров бортовых передач:
1) Сварные швы соединений просто смешные :hahaha: .
2) Зато есть нормальный шов соединения нижней кормовой плиты и днища.
Нижняя лобовая плита:
1) Продолжаем смеяться над сварными швами соединения шипов бронеплит :hahaha: :hahaha:
2) Соединительные шипы бортовых плит нужно немного утопить внутрь, и на них не видно таких явных следов резки.
Верх корпуса:
Добавлено (07.06.2015, 19:29)
---------------------------------------------
Верхняя лобовая плита:
1) Шов шипового соединения нижней и верхней лобовых плит убог и требует переделки. Смех становится уже гомерическим...
2) Две пластины на лобовой плите (назначения которых я так и не понял...) должны быть приварены к корпусу в нескольких местах. На модели какой-либо шов отсутствует.
3) На фото - читинский танк, который является модернизированной ранней машиной. На это, в частности, указывают остатки на верхней лобовой плите швов крепления к ней фартуков ранних крыльев (когда на танке еще не было бортовых пылевых фартуков, а передние и задние крылья были цельными - без откидывающихся деталей). Следы этих швов идут наискосок.
Кубинская машина, кстати, тоже из этой серии, как и большинство танков ИС-4.
Сварные соединения бортовых бронеплит в передней части корпуса:
1) На модели, почему-то просто показан торец лобовой плиты. В реалии там сварной шов. Переделывать.
1) Тут явно не хватает сварного шва рядом с торцом угловой бронеплиты.
2) В углах соединения на верних гранях обеих угловых плит есть паз для слива скопившейся воды. На модели этого паза нет.
Добавлено (07.06.2015, 19:30)
---------------------------------------------
Соединение бортовых и кормовых плит:
То, что показано на модели - никуда не годится...
1) Торцы шипов должны располагаться на одном уровне с бронеплитами.
2) Воспроизвести сварные швы, которые на модели в этом месте почему-то отсутстсвуют.
Верхняя кормовая плита:
Здесь , вроде, похоже... однако...
1) Шов менять на более вразумительный.
Трансмиссионный отсек:
1) Выделить крышку трансмиссионного отсека.
2) Болты крепления крышки замылены. Нужно менять. Здесь нужно ставить болты Мастерклуб 0.9 мм с низкой головкой (МС435046)
3) Крупные болты крепления съемной вертикальной плиты вообще черти-что... :twisted: Однозначно менять. Таких крупных болтов Мастерклуб не выпускает. На мой взгляд, подойдут самые крупные болты на шайбе 1,6 мм (МС435069). Сами болты все равно маленькие, но за счет шайб смотрятся более-менее. Или делать болты самостоятельно.
4) Петли крышки трансмиссионного отсека - что-то страшное... Тонкие, сварка дико утрирована, шарниры более чем условны...Вобщем :mrgreen: Переделывать...
5) Что изобразили китайцы вместо торсиона крышки, я так и не понял... Почему он проходит сквозь головку болта?... :hang: Однозначно удалять и переделывать.
6) Полосы для задержки и направления дождевой воды толстоваты. Нужно либо утоньшить меющиеся, либо заменить их на пооски тонкого пластика.
Добавлено (07.06.2015, 19:30)
---------------------------------------------
Бронировка места механика-водителя:
1) Сама бронировка, более-менее ложится в размеры и имеет правильную форму.
2) Сварной шов надо менять - он слишком ровный-угловатый - ну, сами видите...
Ну вот, по коробке корпуса, пожалуй, все.
Надеюсь, эти мои умозаключения будут полезны сообществу.
Продолжение следует. Следующий этап - Надмоторная плита.
Добавлено (07.06.2015, 19:31)
---------------------------------------------
Продолжаем.
II. НАДМОТОРНАЯ ПЛИТА
Это наиболее зрелищная часть корпуса.
Выполнена она на модели достаточно неплохо. Однако, есть ряд моментов, требующие доработки и переделки.
Визуально надмоторная плита ИС-4 разделена на три части - две крайние части занимают воздуховоды (входные и выходные с вентиляторами) и среднюю часть, где располагается люк доступа к двигателю.
Начнем со средней части.
1) Рымы - однозначно менять - они слишком худосочные.
Я предполагаю использовать копии с рымов "Комплекта ЗиП":
Но можно изготовить их из проволоки.
2) Нужно имитировать сварку на петлях люка доступа к двигателю.
3) Все болты крепления этой части надмомторной плиты следует заменить - они замылены и безформенны...
На фото я указал размер устанавливаемых метизов:
По метизам:
Красные стрелки - Мастер Клуб МС435035 - 0.8 мм
Зеленые стрелки - Мастер Клуб МС435044 - 0.7 мм с низкой головкой
На ранних ИС-4 крышка люка оставалась именно такой.
На модернизированных машинах на крышке появилось вентиляцилнное отверстие, забранное жалюзи.
на модели это реализуется наклейкой такой детали:
1) Нужно немного утоньшить жалюзи, привести их кромки в порядок. Ну, а если серьезно подходить к этому вопросу, то количество жалюзи нужно увеличить до девяти...
Добавлено (07.06.2015, 19:32)
---------------------------------------------
Теперь, по воздуховодным решеткам.
На каждом борту танка установлено по три отдельные защитные решетки воздуховодов - две крайние входные с неподвижные жалюзи и центральная выходная с вытяжным вентилятором и закрепленной на ней бронировкой выхлопного вывода. Все решетки располагаются в литых рамках с пазами под болты крепления и наваренными скобами-ручками для удобства установки и снятия.
Брать за информационную основу для этого узла читинский танк нельзя - он представляет собой разукомплектованную машину, которую собирали (для памятника) по частям из того, что смогли найти. То, чего найти не смогли, заменили непонятно на что... именно это "непонятно что" установлено на месте крайних решеток с неподвижными жалюзи.
Поэтому, в качестве наглядного пособия крайних решеток остается только машина из Кубинки. Есть еще более-менее комплектные (в этой части) машины, откопанные в Казахстане. Но фотографий этих танков мало и они слабоинформативны.
Центральные решетки на читинском танке остались реальные (отсутствуют только бронировки выхлопной системы).
1) Жалюзи на крайних секциях должны быть выполнены из уголков и, конечно, их нужно будет переделывать - они отлиты грубовато, в одну деталь... Но, учитывая то, что сверху будут располагаться сетки, это, наверное, будет не особо заметно... Вобщем, на усмотрение моделиста...
2) Серьезный недостаток - решетки на модели не разделены на секции.
Добавлено (07.06.2015, 19:32)
---------------------------------------------
Нужно будет аккуратно прорезать разделительную щель между секциями. ну и добавить недостающий паз с болтом.
3) Болты крепления решеток однозначно менять.
По метизам:
Синие стрелки - Мастер Клуб МС435046 - 0.9 мм с низкой головкой
Монтажные рымы на литых коробах решеток не имеют отверстий.
1) Либо рассверлить имеющиеся рымы, либо менять рымы на новые.
Добавлено (07.06.2015, 19:33)
---------------------------------------------
Бронировки выхлопных патрубков:
1) Отлитые единой деталью патрубки и бронировки реалистичности не добавляют... На мой взгляд, нужно будет переделывать - бронировку нужно будет делать по-новой - наращивать пластиком, оставив щель между бронировкой и патрубком и долепливать тамиевской двухкомпонентной шпаклевкой.
2) Болты крепления бронировки выхлопного патрубка заменить.
По метизам:
Желтая стрелка - Мастер Клуб МС435042 - 0.5 мм с низкой головкой.
Последний момент - скобы-ручки для монтажа-демонтажа секций.
Это , видимо, кустарное дополнение, выполненное для удобства при обслуживании машины.
На кубинской машине они присутствуют. Размещены на крайних секциях.
А вот на трумпетеровской модели их расположение на внутренней стороне ближних к башне секций неправильное.
Тут нужно будет испавлять и располагать скобы как надо.
Добавлено (07.06.2015, 19:33)
---------------------------------------------
Травленые сетки, имеющиеся в наборе.
Ну, тут дело вкуса...
По мне. так выполнены чуть грубовато...
Нужно будет потом сравнить с изделиями Вояджер...
Ну вот, пожалуй, по надмоторной плите все.
Продолжение следует. Следующий этап - Ходовая часть.
Добавлено (07.06.2015, 19:34)
---------------------------------------------
III. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ.
Бронировка картеров бортовых передач.
Деталь абсолютно никак не видимая на реальном танке ни под каким углом...
Крепится на болтах - никакой сварки.
Для эстетов, конечно, можно заменить болты крепления, но... стоит ли эта "овчинка" выделки в виде целой кучи мастерклубовских болтов....
Ведущая звездочка.
Начну с того, что при всем обилии болтов и гаек на внешних и внутренних частях звездочек, видно будет только две плоскости - внешняя сторона внешней звездочки и внутренняя сторона внутренней звездочки - как раз те стороны, на которых расположены корончатые гайки. Другие плоскости, украшенные головками болтов абсолютно не видны ни под каким углом...
1) На мой взгляд, болты, крепящие крышку ступицы на внешней звездочке (это которые сгруппированы попарно) вышли очень неплохо, как и сама крышка. Пожалуй, только болт-пробку отверстия на крышке для закачки смазки в ступицу можно заменить. Здесь подойдет метиз Мастер Клуб МС435043 - 0.6 мм с низкой головкой.
2) Попытка трумпетера изобразить корончатые гайки похвальна, но вышла только на "троечку" (хоть и твердую). На мой взгляд, корончатые гайки на видимых плоскостях обоих звездочек менять. Здесь ставятся метизы Мастер Клуб МС435085 - корончатые гайки 1.0 мм.
3) Головки болтов на другихплоскостях оставляем как есть - благо, и отлиты они совсем не плохо...
Кронштен и лапа грязеочистителя.
1) Кронштейн выглядит слишком тонким и хлипким, поэтому нужно отделить его от корпуса и нарастить толщину основания.
2) Кронштейн нужно поставить на подложки, приваренные к корпусу.
3) Болты крепления кронштейна я бы заменил - эти, хоть и сохранили форму, но все равно замылены (особенно нижние). Здесь подойдут метизы Мастер Клуб МС435047 - 1.0 мм. с низкой головкой, либо МС435046 - 0.9 мм. с низкой головкой.
4) Лапа грязеочистителя, в принципе, имеет правильную форму, однако, шток, которым она крепится в кронштейне слишком длинный. Это результат того, что кронштей сидит прямо на корпусе. После доработки крепления кронштейна и укорачивания штока лапы, все встанет на свои места.
5) Саму лапу нужно чуть обточить, придав ей в сечении большую овальность - то, что дает Трумпетер, все-таки слишком квадратное...
5) На изгибе лапы видна некая "ступенька" с углублением. Назначение ее для меня пока загадка... Но воспроизвести ее нужно, поскольку она видна...
Добавлено (07.06.2015, 19:34)
---------------------------------------------
Кронштейны поддерживающих роликов.
1) Трумпетер отлил кронштейны сразу вместе с подложками, которые в реалии приваривались к корпусу, и к которым болтами крепились сами кронштейны. Необходимо имитировать сварные швы приварки подложек к корпусу.
2) Болты крепеления кронштейнов невнятные и очень низкие. Я бы предложил заменить. Здесь подойдут метизы Мастер Клуб МС435046 - болты 0.9 мм. с низкой головкой.
Поддерживающие ролики.
Лично мне ролики понравились.
Проработаны не только внешние, но и внутренние поверхности каждой части пары.
Особо придраться не к чему.
1) Обработать торцы роликов, немного утоньшить реборду.
Механизм натяжения гусеницы
1) Натяжитель выполнен немного утрировано. Придется его подточить, чтобы привести в норму.
2) Скоба крепления натяжителя к корпусу слишком толстая - заменить на тонкий пластик.
Добавлено (07.06.2015, 19:34)
---------------------------------------------
Ограничители хода балансиров опорных катков.
1) Маленький диаметр имитации резиновых бандажей-отбойников. Заменить.
2) Затажные гайки "срослись" с кронштейнами. Нужно делать пазы для установки гаек.
3) Сами корончатые гайки маленькие и невразумительные. Менять. Здесь подойдут корончатые гайки Мастер Клуб МС435087 - 1.4 мм.
4) Не забыть проработать сварные швы крепления кронштейнов к корпусу.
Балансиры опорных катков.
1) Облой..... Удалять.
Добавлено (07.06.2015, 19:34)
---------------------------------------------
Опорные катки и ленивец
Катки...
На ранних машинах стояли катки с маленькой крышкой ступицы на пяти болтах.
На модернизированных машинах стал ставится каток с усиленным ступичным подшипником и увеличенной крышкой ступицы на десяти болтах.
Такие катки стоят на читинском танке и характерны для подавляющего большинства ИС-4М.
Однако, на кубинском танке, имеющем все признаки модернизации, стоят ранние катки.
Причем, ленивец у него - вообще не стандартный - с увеличенными разгрузочными отверстиями.
Что касается модели:
Сами катки отлиты достаточно хорошо и особых претензий не вызывают. Однако....
1) Крышка ступицы маленькая... Менять - либо на увеличенную на 10 болтах, либо на стандартную на 5 болтах.
Гусеницы
Мне лично траки понравились.
Рисунок гунтозацепов достаточно правдободобный и тонкий. Лопатки выполнены очень хорошо.
Вполне копийны и качественно отлиты - для пластика....
Грунтозацепы, конечно, должны быть чуть порельефнее. Поэтому, надеюсь на скорый выход изделий Мастерклуб в смоле или металле, которые должны быть еще более копийны. Но, повторюсь, и эти пластиковые траки вполне, на мой взгляд, хроши.
Ну и, конечно, траки с отверстиями характерны больше для Т-10...
На ИС-4, все-таки, шли траки без отверстий...
Но это не столь серьезный изъян...
Вот, пожалуй. по ходовой части все.
Продолжение следует. Следующий этап - Крылья и фартуки.
Добавлено (07.06.2015, 19:35)
---------------------------------------------
Продолжаю.
IV. КРЫЛЬЯ И ФАРТУКИ.
То, что наварено на читинский танк - помесь остатков оригинальных деталей, крыльев от Т-55 и самопала. Поэтому брать их за основу будет крайне опрометчиво...
Однако, элементы крепления крыльев к корпусу остались оригинальными.
Как пример, можно использовать кубинскую машину и редкие сохранившиеся фото реальных машин.
По фото видно, что на кубинской машине крылья и фартуки остались практически без новодельных доработок.
1) Интересно отметить, что ни на одной из фото реальных ИС-4М передние крылья не имеют выштамповок... Так что, скорее всего, выштамповки на передних крыльях нужно будет убрать.
Других фотографий я не нашел. Если кто-то сможет показать фото ИС-4М с выштамповками на передних крыльях - буду признателен.
2) Задние крылья, судя по некоторым фото, имели выштамповки. Причем, трумпетер показал задние выштамповки несимметричными - именно так, как изображено на нижнем фото.
3) Кожухи элементов крепления крыльев к корпусу (и передние и задние) слишком худосочные и невнятные. Их нужно однозначно переделывать.
4) Противопыльные фартуки требуют доработки - соотношение размеров наклонной и вертикальной плоскостей неверное. Тут нужно будет разбираться по месту. Если общая ширина фартука нормальная, значит нужно будет шкуркой стачивать и увеличивать ширину наклонной части. Если же фартки слишком широкие - уменьшить ширину вертикальной части (что, конечно, значительно проще...). Ну и, конечно, нужно уменьшить толщину фартуков на видимых гранях.
Пожалуй, по крыльям и фартукам - все.
Продолжение следует. Следующий этап - Оснастка корпуса.
Добавлено (07.06.2015, 19:36)
---------------------------------------------
Продолжаю.
V. ОСНАСТКА КОРПУСА. (Часть первая).
Люк механика-водителя
1) Форма и конфигурация люка, на мой взгляд, правильной формы.
2) Шайбы оси поворота люка и защелки замка маленькие и расположены не на месте - переделывать.
3) Защитные колпаки приборов механика-водителя неправильной формы - исправлять.
Кронштейн крепления пушки по-походному.
Трумпетер дает два вида кронштейнов (ранний и поздний):
Как видно из фото, так оно и есть - кронштейны на ранних и поздних машинах различаются.
1) Проработаны оба кронштейна достаточно качественно. Небольшой доработке требует узел замка, но это все достаточно просто делается...
Буксировочные крюки.
1) Я бы переделал элементы крепления защелок-стопоров.
Продолжение следует...
Добавлено (07.06.2015, 19:36)
---------------------------------------------
Продолжаю.
V. ОСНАСТКА КОРПУСА. (Часть вторая).
Дымовые шашки БДШ-5.
К сожалению, хороших фото дымовых шашек на ИС-4 я не нашел.
Внешний вид шашек БДШ-5:
Есть такое фото, где видны кронштейны крепления шашек и механизм их удержания и сброса.
Видно, что данный узел аналогичен такому же узлу на ИС-3:
1) Трумпетер поленились, отлили кронштейны крепления вместе с шашками. При этом, абсолютно неправильно передав их форму. Предпочтительнее переделать кронштейны.
2) Сама шашка интересно отлита - единой деталью, за исключением одного торца. Это облегчает сборку. Однако, как видно, что внешний вид "шашек" абсолютно не соответствует оригиналу - это дополнительные топливные баки. Эти детали нужно кардинально переделывать - менять торцы. Ну и, неправильно изображены выштамповки-ограничители элементов крепления на боковых поверхностях. Тоже нужно переделывать.
Внешние топливные баки.
1) Сами баки отлиты, как и шашки единой деталью, за исключением одного торца. Ленты крепления отлиты вместе с баками. Для большей копийности, это следует переделать.
2) Кронштейны крепления баков хоть и сделана достаточно правдоподобно, но, всеже, сильно упрощены. На мой взгляд, стоит переделать.
Обогревательная печь.
К сожалению, хороших фото танковой печи нет... Ну, я их не нашел...
1) Трумпетер не показал раму крепления печи на правом переднем крыле. Необходимо дорабатывать.
2) Ремень крепления печи к раме отлит вместе с корпусом печи и нет замка сцепления половинок ремня - переделывать.
Продолжение следует...
Добавлено (07.06.2015, 19:37)
---------------------------------------------
Нужно собраться с илами и продолжить...
V. ОСНАСТКА КОРПУСА. (Часть третья).
Ящики.
К сожалению, хороших фотографий бортовых ящиков крайне мало...
1) Шпаклевать придется много...
2) Петли и запорные устройства нужно заменять или серьезнодорабатывать.
Бревно для самовытаскивания.
Тут, по-моему, все понятно...
1) Само бревно, кстати, отлито достаточно хорошо.
2) Элементы крепления бревна к корпусу танка однозначно менять.
Ограждение фар.
Ограждений такого вида на фотографиях я не нашел...
На ИС-4 ставились такие ограждения фар:
1) Однозначно переделывать.
Добавлено (07.06.2015, 19:37)
---------------------------------------------
VI. Башня.
Общий вид башни меня, вобщем, удовлетворил.
Геометрия более-менее правильная. Фактура брони показана неплохо.
1) Болты на съемной плите для доступа к орудию нужно менять. MC435045 Головка болта низкая 0,8 мм.
2) Монтажные рымы менять.
3) Петли дождевого козырька менять.
1) Сварные швы приварки треугольных бронеплит по бокам съемной плиты тонковаты - дорабатывать.
2) Приварки смотрового прибора и бронировка бокового вентилятора выполнены достаточно хорошо, но можно доработать.
1) Бронировка кормового вентилятора - приварку тоже можно немного утолщить.
2) А вот литьевой номер трумпетер показал очень слабенько - нужно сделать его более рельефно.
3) Монтажные рымы выполнены тоже очень прилично. Н<