ГАЗ-АА "Полуторка"
| |
Officer | Дата: Пятница, 14.08.2020, 00:21 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| Приветствую, коллеги! Несмотря на то, что моя заявка на участие в группбилде, посвященном 75-летию окончания ВМВ, числится в списке участников под номером 1, возможность «вступить в бой» появилась только сейчас. Пришлось отлучаться от моделей и интернетов (разумеется, с разрешения администрации сайта ), благодарю за то, что не вывели за штат участников группбилда. Времени на участие у меня осталось крайне мало, но, надеюсь, успею в срок. Те из вас, кто заглядывает в мои блоги, заметит, что это вообще не моя тематика, но именно «полуторка» просто обязана быть у меня на полке. Дело в том, что мой прадед Яков Семенович проехал на ГАЗ-АА две войны - «зимнюю» Финскую и Великую Отечественную, что называется «от звонка до звонка». Примечательно, что по его воспоминаниям, каждый раз он призывался со своей «родной» машиной, грузовики народного хозяйства всегда были в нашей стране мобресурсом. Так было и 23 июня 1941 года: вручили повестку, дали время выгрузить груз, собрать свои вещи — и на фронт… Поэтому при выборе прототипа для модели сомнений у меня не было — это должна быть довоенная полуторка с железной кабиной, то есть именно ГАЗ-АА. По моим размышлениям, скорее всего, у прадеда всю войну была одна и та же машина.
Наверное, моя модель будет без номеров. Прадед воевал в составе 33-армии, имеющей прославленный, и одновременно трагичный боевой путь. Те, кто интересуется отечественной историей, знают и про действия 33-ей армии в окружении, и про его причины, и про неудавшийся парашютный десант под Вязьмой, направленный именно на спасение 33-ей армии и про трагичную судьбу ее командарма генерал-лейтенанта Ефремова. Но если по прадеду в нашей семье есть кое-какая информация, то примеров нумерации автомобилей именно 33-й армии мне пока не попадалось, а ошибиться не хочется. К сожалению, в домашнем архиве не ни одной фотографии прадеда на фоне машины, поэтому образ будет собирательный и без номеров.
Итак — миниартовская «полуторка» ГАЗ-АА. Очень долгое время не мог найти в магазинах нужную модель, затем наткнулся на неё в варианте московского грузового такси. В этом виде она не несет на коробке надпись «ГАЗ-АА» и все варианты декали гражданские. Бонусом имеется куча мебели и ковер, а также радует отсутствие фигур двух фашистов, которые присутствуют в военном варианте. В интернете достаточное количество собранных машин, обзоров модели, блогов по постройке, поэтому лишний раз выражать восхищение миниартовскими литниками я не буду — все очень ажурно, детализировано и хорошо отлито. Попытаюсь просто собрать все это в модель «из коробки», при этом ничего не сломать. От себя добавлю, наверное, только передние тормозные тяги (не вижу их в инструкции по сборке, а они, как я понял, должны быть на довоенной машине) и что-нибудь в кузов. Ну и так как я не изучал матчасть «полуторки» и времени на это уже нет - помощь коллег очень приветствуется.
С уважением, Дмитрий.
|
|
| |
Officer | Дата: Пятница, 14.08.2020, 00:38 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| Начал по инструкции — с двигателя. Так и не прояснил для себя вопрос, сколько лопастей должно быть у вентилятора довоенной полуторки, оставил четыре. Токопроводящие пластины от распределителя и всякие мелкие проводки добавлю позже. Пока очень нравится детализация, качество и точность позиционирования всех деталей. Пластик тоже довольно качественный и хорошо обрабатывается.
С уважением, Дмитрий.
|
|
| |
Officer | Дата: Пятница, 14.08.2020, 01:22 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| Если уж я посвятил эту стройку памяти своего прадеда Якова Семеновича, то, думаю, будет уместно подробнее поделиться с вами информацией о нем, тем более, что все блоги в этом групбилде касаются памяти тех героев Великой Отечественной, которые сделали всё возможное, чтобы мы с вами жили. Поэтому я позволю себе в своем блоге делать некоторые отступления от сборки «полуторки» и вставлять сюда некоторые рассказы о жизни её шофера (а именно так называлась в то время эта военно-учетная специальность). Надеюсь, форумчане простят меня за это, а если кому неинтересно, то всегда можно пропустить эту часть блога.
Яков Семенович родился в 1904 году. До начала Великой Отечественной войны ему уже пришлось повоевать с 1939 по 1940 год в Финской войне. Война, по Твардовскому, была действительно "незнаменитой" в то время и прадед особо по нее не рассказывал. Говорил только, что всю Финскую он проехал на своей "полуторке", вместе с которой он был призван из своего колхоза. После неё Яков Семенович вернулся в родную деревню и стал опять жить мирной жизнью, пока 22 июня 1941 года фашистские войска не напали на нашу страну. Уже на следующий день Яков Семенович опять был призван на военную службу и ушел на фронт вместе со своей "полуторкой". С первых дней войны мой прадед воевал шофёром в составе 33-ей армии 1-го Белорусского фронта (хотя непосредственно 33 армия была сформирована в июле 41-го). В составе этой армии ему пришлось отступать под натиском фашистов до Москвы, участвуя в кровопролитных сражениях. Прадед был шофёром 293-ей отдельной автомобильной роты штаба 33-ей армии и в те времена функции автороты штаба сильно отличались от современных. По сути это был автомобильный резерв штаба армии, котый выделялся для решения внезапных задач, для усиления, для "затыкания" появляющихся "дыр" в автоперевозках. Задачи водителям штабных полуторок приходилось выполнять разнообразные, машины выделялись в интересах то одной, то другой службы, но основной задачей была одна - крутить "баранку" и она должна была быть исправной. Яков Семёнович участвовал в оборонительных боях за нашу столицу и был награжден медалью «За оборону Москвы». Прадед участвовал в освобождении Вязьмы, Смоленска, Ржева, Ельни, Могилёва, Витебска, Минска и других населенных пунктов. В феврале 1943 армия опять понесла большие потери, прадеда тяжело ранило и контузило. Из кутерьмы событий и людских потерь его вытащили медики и он чудом остался жив. Правда первое время он не мог говорить и ничего на помнил, поэтому числился в госпитале безымянным, а из части домой жене отправилась похоронка. Однако уже к концу лета 1943 Яков Семенович опять вернулся в родную автороту и опять сел за баранку. После освобождения от фашистов Белоруссии летом 1944 года 33-я армия, была переброшена под Вильнюс и до конца 1944 года громила фашистов в Литве и Латвии. В начале 1945 года мой прадед участвовал в освобождении Польши, а затем участвовал в Берлинской наступательной операции. И хотя Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года, мой прадед ещё до июня 1945 года участвовал в боях с теми немецкими войсками, которые не хотели сдаваться на юге и на западе Германии, и только в июле 33 армия была расформирована, а солдаты демобилизованы.
Яков Семёнович прошел всю войну от начала до конца, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-ой степени, медалями «За оборону Москвы», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Кстати, имел он и знак "Отличный шофер". После войны он вернулся в родную деревню под Уфой к своей семье, работал в колхозе водителем на любимой полуторке и содержал пасеку. Фото сделано в начале войны.
С уважением, Дмитрий.
Сообщение отредактировал Officer - Пятница, 14.08.2020, 01:25 |
|
| |
Zaxar157 | Дата: Пятница, 14.08.2020, 11:42 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Участники
Сообщений: 1357
Репутация: 148
Статус: Оффлайн
| Цитата Officer ( ) От себя добавлю, наверное, только передние тормозные тяги (не вижу их в инструкции по сборке, а они, как я понял, должны быть на довоенной машине) Передние тормоза убрали в 42-ом.Так,что на довоенную машину если поставите то не ошибетесь.
"Калибр" и доброе слово убеждают лучше чем просто доброе слово
|
|
| |
skiff60 | Дата: Пятница, 14.08.2020, 14:51 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 590
Репутация: 40
Статус: Оффлайн
| Замечательно! С интересом прослежу. И путь именно боевой у Вашего прадеда интересный: вроде бы шофер - в атаки не ходит, а вон сколько боевых наград! Достойно уважения! Если позволите, замечание: вряд ли он с такой героической биографией, с наградами и тяжелым ранением всю войну прошел именно на одном автомобилеЦитата Officer ( ) По моим размышлениям, скорее всего, у прадеда всю войну была одна и та же машина. Но т.к. Вы собираетесь строить предвоенный автомобиль, то, по моему мнению, если будете делать временную привязку - лучше все-таки на начальный период ВОВ.
Сообщение отредактировал skiff60 - Пятница, 14.08.2020, 16:34 |
|
| |
ast | Дата: Пятница, 14.08.2020, 15:40 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Участники
Сообщений: 373
Репутация: 30
Статус: Оффлайн
| Officer спасибо, очень интересно! вечная память героям войны.. вы молодец, что написали о прадеде.
|
|
| |
Zaxar157 | Дата: Пятница, 14.08.2020, 17:58 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Участники
Сообщений: 1357
Репутация: 148
Статус: Оффлайн
| Цитата skiff60 ( ) вроде бы шофер - в атаки не ходит, а вон сколько боевых наград! Достойно уважения. Особенно хорошо это отражено в фильме "Живые и мёртвые".
"Калибр" и доброе слово убеждают лучше чем просто доброе слово
|
|
| |
Officer | Дата: Пятница, 14.08.2020, 20:32 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| Цитата Zaxar157 ( ) Передние тормоза убрали в 42-ом.Так,что на довоенную машину если поставите то не ошибетесь. Zaxar157, Игорь, спасибо за информацию, я примерно так и думал. Надеюсь на дальнейшую помощь.
Цитата ast ( ) вечная память героям войны..вы молодец, что написали о прадеде. ast, Андрей, спасибо, я решил, что общая тематика группбилда подразумевает лишний раз обратиться к памяти наших предков.
Цитата skiff60 ( ) вряд ли он с такой героической биографией, с наградами и тяжелым ранением всю войну прошел именно на одном автомобиле skiff60, я много думал над этим вопросом. Не возьмусь утверждать, что машина была именно одна, но у меня есть подтверждение, что по крайней мере до осени 1944 года в 293-ей оатр 33 А все полуторки были довоенными ГАЗ-АА. Чуть позже опубликую, у меня на другом носителе.
С уважением, Дмитрий.
|
|
| |
Zaxar157 | Дата: Пятница, 14.08.2020, 21:05 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Участники
Сообщений: 1357
Репутация: 148
Статус: Оффлайн
| Цитата Officer ( ) Надеюсь на дальнейшую помощь Чем могу помогу.
"Калибр" и доброе слово убеждают лучше чем просто доброе слово
|
|
| |
Officer | Дата: Пятница, 14.08.2020, 22:29 | Сообщение # 10 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| Цитата Officer ( ) что по крайней мере до осени 1944 года в 293-ей оатр 33 А все полуторки были довоенными ГАЗ-АА Вот что пишет командир 293 оар майор Опарин А.Д. в своем рапорте от 6.06.1944 г. на имя НШ 33 А генерал-майора Пастушихина Н.В. (судя по всему, рапорт по поводу приема Пастушихиным должности НШ 33 А): "Общее состояние парка автомашин неудовлетворительное. Грузовые и легковые машины за три года войны не обменивались. Прибыли в роту из народных хозяйств (3 категории) и сейчас 40% требуют замены новыми". Думаю, что грузовые машины не меняли до конца войны, тем более, что из 35 ед. ГАЗ-АА 24 штуки были исправны на момент подачи рапорта. Из относительно нового в роте было 15 "Виллисов" и два "Доджа 3/4". Хотя в октябре 1944 (неточно) 33 армию слегка переформировали и 293 оар стала 676 отдельной авторотой, может и машин новых подкинули
Цитата skiff60 ( ) вроде бы шофер - в атаки не ходит, а вон сколько боевых наград! Достойно уважения! По поводу наград - там, думаю, всякое бывало... Возить приходилось всё и повсюду, машина выделялась то в интересах начальника артиллерии, то начальника связи, то для перевозки раненых и т.п. Поэтому, наверное, ситуации были и не всегда героические с точки зрения современных кинобоевиков, но достойные награждений. Ну разве не герои все водители, которые просто возили грузы в кузове, но под бомбёжкой и по льду Ладоги? Я, например, 20 лет назад представлял одного из своих водителей к медали "За отвагу", когда он под обстрелом колонны на серпантине, с простреленным радиатором, из которого валил пар и закрывал весь обзор, вывел КШМ-ку в безопасное место и командир смог вызвать вертушки. А кто-то скажет: "просто крутил баранку"... Конечно, Яков Семенович не повторил подвигов Матросова и Гастелло, но свой автомобильный таран прадед всё-таки совершил. То есть бывают и такие ДТП, за которые награждают... Цитирую из наградного представления к медали "За отвагу" (орфография и стилистика командира автороты ст. л-та Доронина): "В период наступательной операции с 14.01.45 по 28.01.45 при передислокации штаба 33 армии. Выполняя приказ командования ехавши вечером через гор. Опочин (Польша - прим. моё) вёз целую автомашину раненных бойцов, из лесу скакала немецкая кавалерия в к-ве 50 чел. на лошадях, на встречу шла автомашина М1 с полковником... В это время впереди на перекрестке дороги были немецкие кавалеристы. Т. Васюков Я.С. хладнокровно дал полный газ и тараном автомашины убил 3-х немцев с их лошадьми, тем самым спасс раненных сержантский и рядовой состав с автомашиной. За это от командования получивший ряд благодарностей достоин награждения медалью "За отвагу". "
Zaxar157, Игорь, Миниарт предлагает на выбор два варианта фаркопа, какой ставить на довоенную машину?
С уважением, Дмитрий.
Сообщение отредактировал Officer - Пятница, 14.08.2020, 23:11 |
|
| |
BM_MacGregor | Дата: Пятница, 14.08.2020, 23:25 | Сообщение # 11 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 352
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
| Вот неплохое фото шасси. Такой фаркоп присутствует в пластике?
|
|
| |
Officer | Дата: Пятница, 14.08.2020, 23:33 | Сообщение # 12 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| Цитата BM_MacGregor ( ) Вот неплохое фото шасси. Такой фаркоп присутствует в пластике? Да, такой есть. Это довоенный? Спасибо за фото, как раз примерно к утру модель должна быть в таком состоянии .
С уважением, Дмитрий.
|
|
| |
skiff60 | Дата: Суббота, 15.08.2020, 03:24 | Сообщение # 13 |
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 590
Репутация: 40
Статус: Оффлайн
| Цитата Officer ( ) Грузовые и легковые машины за три года войны не обменивались. Не обменивались, не значит - не доукомплектовывались. При штатной положенности 100 автомобилей, их за год могло пройти через подразделение 1000. Одни выбывали. другие поступали. Не обменивались, значит не убывали те, которые еще на что-то могут сгодиться. Те, которые не могут, или уничтожены - их списывали. И заменяли новыми. Но не обменивали. Цитата Officer ( ) Прибыли в роту из народных хозяйств (3 категории) А какой категории должны были прибыть машины в армию из народного хозяйства в 1943 году (к примеру)? Они на гражданке использовались как минимум с 1941. Приведенный рапорт не может свидетельствовать о том, что эти машины прибыли именно в 1941 и поэтому поизношены.Цитата Officer ( ) и сейчас 40% требуют замены новыми". И это относится и к машинам прибывшим и в 1941, и в 1943. Но... думаю, что те, которые эксплуатировались именно на фронте были не просто "поизношены", а "ушатаны". Так вот, я думаю, что машины все если и были из народного хозяйства, то, полученные не все в 1941 г. И уже 3 категории, как Вы пишете. И, опять же, Ваш прадед, был тяжело ранен. Вряд ли его машина уцелела. Скорее всего дали новую, которая была мобилизована в 1943. Пусть и 3 категории. Но на ходу. Много написал. Это рассуждения по поводу достоверности будущей модели. При всем еще раз огромная человеческая благодарность и уважение к Вашему прадеду и ко всем ветеранам ВОВ и интерес к Вашей будущей работе.
Сообщение отредактировал skiff60 - Суббота, 15.08.2020, 03:32 |
|
| |
Officer | Дата: Суббота, 15.08.2020, 20:51 | Сообщение # 14 |
Майор
Группа: Мастера
Сообщений: 1076
Репутация: 230
Статус: Оффлайн
| skiff60, мы с Вами, судя по всему, друг друга недопоняли. Ваши размышления во многом верны, и я думаю "в ту же сторону".Цитата Officer ( ) Поэтому при выборе прототипа для модели сомнений у меня не было — это должна быть довоенная полуторка с железной кабиной, то есть именно ГАЗ-АА. По моим размышлениям, скорее всего, у прадеда всю войну была одна и та же машина. Когда я говорил "одна и та же" я имел в виду обоснование выбора прототипа модели, то есть именно ГАЗ-АА. Я тоже не склонен даже думать, что всю войну это был именно один экземпляр автомобиля. А вот на финскую войну прадед съездил именно на своей колхозной машине и с ней же и демобилизовался, это известно достоверно. Призвали ли его в 41-ом именно на этом экземпляре - уже никто не скажет. В июне 1944 года командир автороты майор Опарин в ведомости укомплектованности показывает только ГАЗ-АА. Ни одной ГАЗ-ММ. То есть получается, что на лето 44-го все полуторки в роте довоенные, с железной кабиной, обтекаемыми крыльями и передними тормозами. Поэтому я и напрягался в поисках модели именно довоенной ГАЗ-АА (они как назло куда-то пропали в магазинах). Полностью согласен с Вами, конечно, должны были как-то доукомплектовывать. С февраля 1942 за год с лишним окружений и боев вокруг Вязьмы и Ржева 33-я армия понесла огромные потери и в декабре 1943-го её остатки наконец-то вывели на доукомплектование. Вот здесь-то, я думаю, и могли доукомплектовать некомплект грузовиков. Но это опять довоенные ГАЗ-АА из колхозов, а не ГАЗ-ММ с завода (судя опять же по ведомости лета 44-го). И мне еще кажется, что перед Берлинской операцией должны были что-то добавить (хотя здесь уже трофейного и лендлизовского стало много). Я сознательно не буду ушатывать машину, ломать ей доски в кузове, мять крылья и бампер и т.п., в какие бы передряги она не попадала на самом деле. Попачкаю, конечно. Мне модель нужна на полке как символ, чтобы ребенок смотрел и не забывал семейных героев. Но при этом я понимаю, что по временной привязке модели это будет примерно весна-лето 1944-го - у меня фигуры в летней форме с погонами.
С уважением, Дмитрий.
Сообщение отредактировал Officer - Суббота, 15.08.2020, 20:54 |
|
| |
skiff60 | Дата: Суббота, 15.08.2020, 21:04 | Сообщение # 15 |
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 590
Репутация: 40
Статус: Оффлайн
| Цитата Officer ( ) мы с Вами, судя по всему, друг друга недопоняли Все стало на свои места. Удачной стройки!
|
|
| |
|