"Неистребимая саранча", от которой остались в музеях считанные единицы. Машины, принявшие бой с гораздо более сильным противником. Сгоревшие практически все до последнего в неравных схватках. Те, которые ценой жизни позволили задержать врага, выиграть время и наладить уже серьёзно военное производство. Огромное мужество - идти в бой не ради победы, а только ради дополнительной недели, дня... Машины и люди, подвиг которых не виден с первого взгляда и часто замалчивается.
А теперь о стройке:
Пока двадцать шестому назначены малярные процедуры, которые в квартире вечерами и ночами делать трудно в виду наличия запахов, появилось свободное время. Принял решение приступить к третьей пластиковой модели в моей карьере моделиста. Наличие остатков запчастей к семидесятке помогло выбрать модель. К тому же Т-60 достаточно редкий гость в руках моделистов.
Стройку постараюсь освещать подробно. Сам люблю такие читать и зрителям приятно. И помощь коллеги вовремя окажут.
Изучение матчасти показало, что в свободном доступе нет ни одного достойного чертежа даже средней копийности. Поэтому миллиметры ловить не получится.
Недавно на форуме был вопрос о том, как переводить рисунок на пластик. Вот как делаю я:
Распечатываю на обычной бумаге рисунок. Соответственно в зеркальном изображении. Кладу рисунком на пластик. Промакиваю бумагу влажной, но не сырой кисточкой. Применяю уайт-спирит вместо клея. Клей жаль (он дороже), и клей сильно бумагу приклеивает к пластику. При обработке кистью рисунок начинает просвечивать сквозь бумагу, что помогает контролировать процесс. Очень сырую кисточку не рекомендую брать - начинает плыть тонер на бумаге и расплывается рисунок.
Достойные чертежи в книге Ю. Пашолока "Т-60 и машины на его базе". А машину какого завода будете строить? Когда,на заре эволюции,первая обезьяна взяла палку-остальные начали трудиться!
Книга Ю. Пашолока действительно самая полная и достоверная на сегодня. Но и после её прочтения вопросов остаётся достаточно. К тому же, снятие размеров с чертежей имеет ряд особенностей. Толщины линий, особенности печати чертежей и верстки книг, последующее сканирование для перевода в цифровое изображение, печать на принтере и прочие действия накапливают ошибки. На чертежах толщины линий в 0,3-0,5мм - обычное явление. А если их перевести в масштаб и обратно? Самое надёжное для перфекционистов -это заводские чертежи или натуральные образцы.
Машину собираюсь выполнить без экранировки с башней по типу Т-30. Если не ошибаюсь, то скорее всего это производство завода ГАЗ ориентировочно - зима 1941г. Пока плохо изучил этот вопрос.
После раскроя листов получил коробочку
Обратил внимание, что вырезы в боковых бронелистах в виде капельки под крепления балансиров на разных сторонах корпуса направлены в разные стороны. При этом на правом боковом бронелисте из-за смещения размеров корпус редуктора ведущего колеса перекрывает часть отверстий для крепления переднего балансира.
Вот что значит Ударник! Ни дня без проекта! Судя по исполнению уже построенных моделей будет очередной шедевр модели. "Вот только этого и не хватало, нашему славному гвардейскому экипажу..." Сержант Домешек, (На войне как на войне).
Развёртки корпуса рисовал на основании вот этих чертежей:
Эти чертежи хорошо ложатся в рисунки книги Пашолока. За исключением некоторых размеров задней части корпуса. По возможности ряд размеров проконтролировал рулеткой в музее Задорожного. Для справки, замеры рулеткой показали, что ширина корпуса танка 1720мм.
Прорезал окошко воздуховодов. Внутренние полости закрасил черным, чтобы после сборки не просвечивали. Жалюзи установил упрощённые. В реальности жалюзи сложнее, но через сетку, думаю, не будет видно разницы.
Изготовил пробный экземпляр бортового редуктора. Следующим шагом ставлю их в массовое производство.
Hart, спасибо за участие в зрителях. До шедевров мне ещё далеко.
P.S. Для всех: В переписке обращение ко мне желательно на "ты".
Для справки, замеры рулеткой показали, что ширина корпуса танка 1720мм.
Ширина поперечных листов 1694 мм с допуском от нуля до минус 1,5 мм. толщина бортовых бронедеталей по 15 мм. Т.е. конструкторская ширина корпуса - от 1722,5 до 1724 мм. То, что реальный промер дал 1720 (кстати, на кубинской машине тоже 1720 получилось) говорит о том, что при массовом производстве в условиях военного времени точность исполнения конструкторской документации хромает. Но это не значит, что все танки имели 1720 мм.
P.S. Бортовой редуктор похож, но не идеален. Кое-где нарушены пропорции. Выглядит уплощенным и упрощенным. Может есть желание доработать?
Приношу извинения. Выполнил замеры снова - оказалось, я ошибся. Полностью совпадают. Не попадают лишь места крайних поддерживающих роликов
DM, у вас фамилия случаем не Астров? Такие точные данные...
Вечер потратил на установку новых жалюзи. Прежние не выдержали критики. Отверстия в новых сделал неровно, очень неаккуратно, но под сеткой их будет не видно.
Бортовой редуктор был пробный. Устанавливать буду новые. Каждый сейчас делаю руками. Отливать не умею. Пока есть время кидайте табуретки где конкретно желательно исправить.
Ну, да, все так просто оказывается... Abelard, советую, точнее наверное настаиваю, повесить над столом камеру, делать фильмы о постройке и на Ютубе выкладывать. Страна должна знать работу своих талантов. Редуктор это типа слоеные пироги или выштамповка? Я так понимаю все из подручных средств, а не на 3Д принтере выращено? "Вот только этого и не хватало, нашему славному гвардейскому экипажу..." Сержант Домешек, (На войне как на войне).