Штабной автобус оснащался антенным устройством. Как Вы видите две штанги. К сожалению у меня нет фотографий с выдвинутыми штангами, но я уверен, что она выдвигалась и судя по описанию на 4 метра. Внизу возле штанги, выход внешней "розетки" для подключения. Возможно выносной антенны или того же телефона. Как пример Газ 05-193 Штабные.
И аппаратов, наверное, лучше сделать пару или больше (для разных уровней связи).
В принципе, достаточно и одного. В большинстве связь на уровне штаба дивизии осуществлялась через коммутатор.
ЦитатаDitrich ()
...по логике снаружи автобуса должен быть какой-то коммуникационный лючок, внешние провода от машин связи и коммутаторов подключаться к разъемам, а сами аппараты уже по внутренней проводке.
Не обязательно. Телефонный провод можно было пропустить и через приоткрытое окно.
Цитатаskiff60 ()
А вот рядом с ним может быть и автомобиль связи с РСБ-Ф или с той же самой радиостанцией 5-АК
Не совсем и рядом - метрах в 200-300. Радиостанции с развернутыми антеннами старались относить от непосредственного места расположения штаба как демаскирующий фактор. Да и непосредственно по радио командиры практически не общались - исходящие радиограммы полагалось шифровать и отправлять по радиотелеграфу. С уважением, Вадим
Не бесспорно. Приведенные на фото образцы могут быть как штабными автобусами, так и подвижными радиостанциями в "кузовах автобусного типа" (такое сочетание встречается в довоенных документах на поставки средств связи). С уважением, Вадим
Boonie, 100%. Указанные Вами постулаты действуют и сейчас. Для командира дивизии нужна серьезная радиостанции, которая занимает довольно большое место (в т.ч. в автомобиле) и обслуживается несколькими связистами. И находится эта радиостанция не далеко (метров 100-200 или в этих пределах) от командира дивизии. Между двумя авто (ШТАБНЫМ и СВЯЗИ) проложен телефонный полевой кабель. В самой ШТАБНОЙ машине комдива и выше рангом, радиостанция не положена по штату. Поэтому, я и поставил под сомнение вообще наличие в ШТАБНОМ авто от МиниАрта радиостанции, а тем более в данном случае еще и 1942 года выпуска на 1941 .
ЦитатаBoonie ()
Не бесспорно. Приведенные на фото образцы могут быть как штабными автобусами, так и подвижными радиостанциями в "кузовах автобусного типа" (такое сочетание встречается в довоенных документах на поставки средств связи).
А здесь, даже 200%. Либо ШТАБНОЕ авто - рабочий кабинет с подобающими (в полевой обстановке) удобными для работы условиями, или СВЯЗИ - с достаточно мощной радиостанцией, антеннами и местом размещения обслуживающего персонала. А теперь, что такое передвижная радиостанция для высшего звена управления... Передвижная, скажем (радиорелейная) станция связи может базироваться даже не на одном авто... Мои воспоминания о службе в армии: три КУНГ-а: в одном размещалось само оборудование радиосвязи, второй - антенный, третий - силовой (передвижной электрогенератор). Экипаж 7 человек. Генерала-то куда в таких условиях посадить? Да еще со штабом (я про офицеров). А вот уже от оконечной станции к начальству (причем через другие специальные аппаратные ЗАС, коммутаторные и т.д.) шел кабель. Я за время службы ни разу не был в штабном КУНГ-е. Не знаю, что в нем расположено, но точно радиоаппаратуры не было. А с внешней стороны КШМ и аппаратная радиостанции выглядят очень похоже. Я про Советскую Армию и оборудование. Понятно, что сейчас техника другая.
Сообщение отредактировал skiff60 - Пятница, 05.03.2021, 03:30
К сожалению у меня нет фотографий с выдвинутыми штангами, но я уверен, что она выдвигалась и судя по описанию на 4 метра.
Мне кажется, что антенна должна быть как на рисунке фургона связи в 22 сообщении этой темы. И радиостанция подходит, и 2 штанги антенны с "Т"-образной верхней частью.
Я за время службы ни разу не был в штабном КУНГ-е. Не знаю, что в нем расположено, но точно радиоаппаратуры не было.
Большой стол с выдвижными ящиками, несколько телефонов на нем, да стулья. Вот и все оборудование, и это штабной кунг (салон, как у нас его называли) командарма на "Урале". У комдива и его начштаба обстановка была поскромнее, но и у него в машине радиооборудование не устанавливалось - для этого была предназначена КШМ, которую часто путают (да еще с "легкой" руки ICM) с МШ (машина штабная).
Цитатаskiff60 ()
Мне кажется, что антенна должна быть как на рисунке фургона связи в 22 сообщении этой темы.
Она самая - типовая антенна радиостанции 5АК "Призма" - две Т-образные стойки с параллельно натянутыми полотнами антенны. С уважением, Вадим
Сообщение отредактировал Boonie - Пятница, 05.03.2021, 20:09
Дискуссия о штабных машинах и радио машинах окончательно убедила меня в том, что радиостанцию имеющуюся в наборе ставить не буду, попробую добавить печатную машинку и полевой телефонный аппарат, остальное добро - по вдохновению.
Однако, надо продолжать. Уважаемые члены нашего модельного сообщества, на данной модели необходимо воспроизвести два фонаря на передней панели над ветровым стеклом водителя. В инструкции их предлагается покрасить красным цветом. Я пересмотрел большое количество исторических фото, а также восстановленных автомобилей и моделей. Так вот, на некоторых автобусах стекло на этих фонарях белого цвета, на других - красного, встречаются синего и даже - одно стекло синее, второе красное. Где истина? Может кто-нибудь подсказать как должно быть в данном случае? Возможно кто-то встречал описание. Зачем вообще нужны данные фонари? И в чем прикол окраски разными цветами? Заранее благодарю всех за ответ.
Зачем вообще нужны данные фонари? И в чем прикол окраски разными цветами?
Фонари "во лбу" исторически применялись как маршрутные: сочетаниями цветов кодировался номер маршрута общественного транспорта (изначально - трамвая). В темное время суток неосвещенная табличка с маршрутом была практически нечитаема, и цветные фонарики сильно выручали. Другое дело, что на военном автобусе они вроде как ни к чему. Возможно, это рудимент от конструкции лобовой стенки ГАЗ-03-30. Тем более, что на исторических фото некоторые машины без них (в основном - специальные - кинопередвижки и т.п.). С уважением, Вадим
Извините, что спрашиваю в вашем блоге. Но очень интересно были ли в РККА автобусы-летучки? Может попадались какие фото?
Все нормально, все по теме. Летучки не попадались. А было бы интересно. Мое мнение, что вряд ли: все-таки автобусов было меньше и они намного комфортнее для перевозки людей или использования в качестве "полевого кабинета". Гораздо легче для этих целей приспособить грузовик, да и удобнее.