М4 – счетверенная зенитная установка образца 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима была разработана коллективом известного конструктора-оружейника Токарева Н.Ф. в 1928 г. Эта установка не только позволяла обрушить на воздушного (а зачастую и наземного) противника шквал огня из четырех пулеметных стволов, она обладала высокой боевой скорострельностью, удобной наводкой на цель, хорошим маневром огня, простотой обслуживания и во многом превзошла зарубежные аналоги, появившиеся позже. Мало кого оставит равнодушным этот образец вооружения. Сам внешний вид данной установки каким-то непостижимым образом сочетает в себе мощь, силу и… грациозность. Однако перед тем как перейти непосредственно к ЗПУ системы Токарева, хотелось бы немного обратиться в целом к истории создания зенитных установок с использованием именно легендарного пулемета «Максим» в нашей стране, где он стоял на вооружении полвека. На мой взгляд, тема очень интересная. Первые попытки приспособить пулемет «Максим» для стрельбы по аэропланам предпринимаются Русским военным ведомством еще в июне 1913 г. Правда, те попытки не увенчались успехом, т.к. во время испытаний стрельба производилась со штатных станков без доработок для зенитной стрельбы. Уже в годы Первой Мировой войны в армиях различных государств, все-таки находят практические варианты использования пулеметов (в том числе и «Максимов») для борьбы с воздушными целями. В Российской империи к пулемету «Максима» на штатном станке А.А. Соколова была разработана специальная стойка для зенитной стрельбы, которая, впрочем, применялась весьма ограниченно. И.Н. Колесников в 1915 г. разработал треногу с телескопическими ногами и со специальным креплением для патронной коробки. Данная конструкция обеспечивала круговое ведение огня с большими углами возвышения. Титулярный советник Федоров представил зенитную установку, легко изготовляемую в полевых условиях из подручных материалов: на деревянной крестовине ставился деревянный же стержень, на котором горизонтально крепилось колесо с наклонным столом, сверху на них закреплялся сам пулемет со станком. Артком военного ведомства одобрил оба последних изобретения и… разослал в войска описание обеих с рекомендацией самостоятельного изготовления, на свое усмотрение исходя из потребностей и наличия средств. Штатной зенитной установки для пулемета «Максим» русская армия в Первую Мировую войну так и не получила. Фото 1: Пулемет «Максим» образца 1910 г. на станке Соколова первоначального образца в положении для стрельбы сидя. Российская императорская армия. Фото 2: Тренога для зенитной стрельбы из пулемета системы Максима конструкции И.Н.Колесникова обр. 1915.
Фото 2,3: Зенитные пулеметные установки конструкции Федорова, изготовленные в полевых условиях. Российская Императорская Армия. Первая Мировая война:
Одновременно с разработкой этих самых первых средств противовоздушной обороны, возникает и вопрос о повышении их мобильности. В России для воплощения этой идеи в жизнь предлагается устанавливать пулеметы на мотоциклах («мотоциклетах») или на легких грузовых автомобилях. Тут кстати пришлась и специальная программа, разработанная в Российском военном ведомстве, направленная на формирование самокатных частей, в составе которых предусматривалось иметь подразделения, вооруженные мотоциклами - пулеметовозами. До начала 1916 г. в рамках выполнения данной программы, Россия успела заказать за рубежом для перевозки пулеметов и боеприпасов к ним 130 мотоциклов (из них 125 - марки «Скотт-Виккерс», а также такие образцы, как «Виккерс», «Рекс», «Санбим» и «Ковентри-Премьер»). Прогнозируемая годовая потребность, заявленная на 1916 г., составляла 102 мотоцикла под пулеметы и 1042 – под патроны. Доподлинно неизвестно, насколько были осуществлены эти планы, но есть фактические подтверждения того, что часть мотоциклеток с установленными на них «Максимами» была приспособлена для целей ПВО. Фото 4: Пулемет «Максима» установленный на мотоцикле в положении для зенитной стрельбы. Российская императорская армия.
М4 – счетверенная зенитная установка образца 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима была разработана коллективом известного конструктора-оружейника Токарева Н.Ф. в 1928 г.
Небольшая ремарка - Николай Федорович Токарев сын известного конструктора-оружейника Федора Васильевича Токарева. В 20-х, после демобилизации из РККА Николай был чертежником в КБ отца. В 1930 году поступил на высшие инженерно-технические курсы при Тульском механическом институте, во время обучения на которых ему предложили заняться проектированием зенитных пулеметных установок. М-4 была первой его разработкой, принятой на вооружение! Не доверяйте другим того, что вы должны сделать сами, и не беритесь за то, что могут сделать другие. Владимир Войнович "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"
Сообщение отредактировал Ditrich - Воскресенье, 16.05.2021, 22:42
Зенитные пулеметные подразделения были не только в действующей армии — они наряду с артиллерией включались и в «воздушную оборону» тыловых объектов и крупных административных центров. Так, в 1915 г. специальные пулеметные команды прикрывали главные объекты Петрограда, в том числе и резиденцию императора. Пулеметы были расставлены в строго определенных местах и были приспособлены для ведения стрельбы по воздушному противнику. Нашли свое применения указанные средства ПВО и в Гражданской Войне, в которую погрузилась Россия практически сразу после выхода из Первой Мировой. Уже 11 ноября (по новому стилю) 1917 г. был создан Путиловский Стальной противосамолетный артдивизион, в состав которого кроме 8 зенитных пушек вошли и 12–14 станковых пулеметов. К началу 1918 года в воздушную оборону Петрограда входили 13 противосамолетных батарей и 5 пулеметных взводов. После переезда правительства в Москву, в апреле 1918 г. началось формирование московской системы ПВО. Эта задача возлагается на специально созданный отряд воздушно-артиллерийской обороны, в который вошли 35 самолетов, 4 противосамолетные батареи, 6 пулеметных команд, а также 6 прожекторных станций. При этом часть зенитных пулеметов была установлена на крышах высотных зданий, а сами команды несли круглосуточное дежурство. Расчетная высота поражения целей пулеметным огнем составляла до 1 км, а наиболее эффективным считалось ведение огня при снижении целей на 500 м и ниже. На самих же фронтах Гражданской войны интенсивность использования зенитных пулеметов противоборствующими сторонами зависела от степени применения противником авиации на конкретном участке. Так, при подготовке операции Западного фронта (май — июнь 1920 г.), в связи с усилением активности авиации со стороны поляков, командующий 16-й армией Н.В. Соллогуб издал указание по борьбе с самолетами противника, включая стрельбу из винтовок и пулеметов. Фото 6,7: Пулемет «Максим» на треноге Колесникова в положении для зенитной стрельбы. Красная армия. Гражданская война На фото 7 пулемет установлен на открытой железнодорожной площадке (бронепоезд? или просто воинский эшелон):
Вмирное время в молодой Советской республике продолжаются работы по созданию удобной и надежной зенитной пулеметной установки. Так, на вооружение РККА принимается складная тренога М.Н.Кондакова обр. 1928 г. для пулемета системы Максима, которая позволяла вести круговой обстрел с углом возвышения 88 градусов. Тренога состояла из вертлюга, центральной трубы и трех трубчатых телескопических ног и весила 16 кг. Высота линии огня составляла 1500 мм, стрельба осуществлялась стоя или с колена. Фото8: складная тренога М.Н.Кондакова обр. 1928 г. для пулемета системы Максима. На пулемете установлен зенитный прицел обр. 29 г. Фото 9: Красноармейцы ведут огонь по воздушним целям из пулеметов системы Максима, установленных на треноги системы Кондакова. Первый номер расчета осуществляет прицеливание, используя штатный прицел пулемета. Пулеметная лента, подается в лентоприемник из коробки, находящейся на земле. Хотя данные установки могли использоваться и одним бойцом, помощь второго номера расчета в таких условиях весьма уместна.
С 1931г. в войска поступает универсальный станок системы С.В. Владимирова, который относился к полевым колесно-треножным и обеспечивал быстрый переход из положения для наземной стрельбы к зенитной. Для перевода пулемета в положение зенитной стрельбы от него отделялся колесный ход, телескопические ноги (в собранном состоянии образующие хобот) разводились в разные стороны и выдвигались. Для ведения огня по воздушным целям на пулемет устанавливался специальный зенитный прицел. Фото10: Расчет «Максима» на универсальном станке системы С.В. Владимирова обр. 31 г. в положении для зенитной стрельбы. На пулемете установлен зенитный прицел обр. 29 г. У крайнего справа красноармейца в руках так называемая «лира» - дальномер, служащий для определения расстояния до воздушнойцели. Фото11: Немецкий солдат у трофейного «Максима» на станке Владимирова. На пулемете установлен штатный шит. Зенитный прицел отсутствует. Великая Отечественная война.
«Максимы» приспособленные для ведения зенитной стрельбы в межвоенные годы поступают не только в пехотные подразделения, они устанавливаются на разные виды автомобилей (как грузовых, так и легковых), железнодорожный транспорт. Во флоте ЗПУ оснащаются различные типы судов (в том числе и подводные лодки). В кавалерии на тачанках монтировали специально разработанную складную зенитную установку пулемета «Максим». Пулемет на такую установку крепился вместе со станком Соколова (со сложенным вперед хоботом) и позволял вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Фото 12: Грузовые автомобили ГАЗ-АА (Форд-?) с установленными в кузовах одиночными пулеметами «Максим» на зенитных треногах. Один из предвоенных военных парадов РККА:
Фото 13: «Максим» на зенитной треноге, установленный в кузове легкового автомобиля «Форд-А». РККА. 1930-е годы:
Фото 14: Зенитный «Максим» смонтирован на рубке советской подводной лодки. Пулемет оснащен зенитным прицелом и специальным держателем для патронной коробки. Великая Отечественная война:
Фото 15: Тачанка, оснащенная специальной складной зенитной установкой для пулемета «Максим». Пулемет закреплен вместесо станком Соколова и находится в положении для стрельбы по воздушным целям:
Однако, одноствольные зенитные пулеметные установки не в состоянии были решить вопрос необходимости повышения плотности и эффективности зенитного огня сухопутных и морских сил РККА. Росло количество и качество воздушных средств нападения, самолеты становились все более скоростными и маневренными. Одной из мер по эффективному отражению воздушных атак противника было создание зенитно-пулеметных установок объединявших в себе несколько пулеметов. В июле1928 года Арткомитет ГАУ принимает решение поручить проектно-конструкторскому бюро Тульского оружейного завода спроектировать и построить комплексные зенитно-пулеметные установки на базе пулеметов «Максим». «Комплексная» - т.е. состоящая из нескольких самостоятельных боевых единиц оружия. Задание было дано на создание спаренной, строенной и счетверенной установок. Выполнено задание было в течение следующего года. В 1930 г. состоялись испытания, по результатам который лучшей оказалась счетверенная установка предложенная Николаем Федоровичем Токаревым (сыном знаменитого оружейника Федора Васильевича Токарева), которая уже в 1931 году была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «Счетверенная зенитная установка образца 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима». Справедливости ради стоит отметить, что и спаренная, и строенная установки также были приняты на вооружение РККА и в некоторых количествах поступали в войска. Фото16,17,18: зенитные спаренные установки пулеметов «Максима»; фото 16 – расчет установки приготовился к отражению нападения воздушного противника; фото 17 – установка входит в состав вооружения советского броневагода Д2 и закреплена на его башне; фото 18 - установка смонтирована на гужевой повозке.
Фото 19,20: Комплексная зенитная установка из 3-х пулеметов «Максима»; фото 19 - на рисунке из учебного пособия РККА; фото 20 - установленная в кузове грузовика.
Счетверенная зенитно-пулеметная установка системы Токарева состояла из тумбового основания (выполненного в виде 2-х металлических
баков для охлаждающей жидкости в форме усеченных конусов), телескопической вертикальной стойки с подъемным механизмом, вертлюга с патронными коробами (с лентами повышенной емкости на 500 патронов, вместо штатных 250), рамы с противовесами, наплечными дугами и спусковой тягой, зенитного прицела и общей системы принудительного охлаждения (насос, шланги, патрубки и т.п.). Для крепления на горизонтальном основании использовались три опоры (лапы) с отверстиями. Четыре пулемета «Максим» образца 1930 года крепились в ряд на названной выше раме. Наводка на цель блока пулеметов (массой до 80 кг) осуществлялась наводчиком с помощью наплечных дуг. В вертикальной плоскости пулеметы наводились в диапазоне углов от - 10° до + 82°, в горизонтальной плоскости обеспечивался круговой обстрел в 360°. Для стрельбы применялся стандартный винтовочный патрон 7,62х54R с начальной скоростью полета пули 800 м/с. Горизонтальная дальности стрельбы составляла 1600 м, что обеспечивало досягаемость цели по высоте 1400 м. Темп стрельбы достигал 2000 выстр./мин, боевая скорострельность - 1200 выстр./мин. Весила ЗПУ в боевом положении 460 кг. Расчет установки состоял из трех человек. Для перевода установки из походного положения в боевое требовалось 30 секунд. В качестве прицельных приспособлений первоначально использовался зенитный кольцевой прицел обр. 1929 г., который допускал стрельбу по самолетам, летящим со скоростью до 320 км/ч на высоте до 1500 м. Его передний кольцевой визир имел 3 кольца, позволяющих вести стрельбу по воздушным целям, летящим со скоростью 250, 118 и 110 км/ч. По цели, летящей с большей скоростью, приходилось вести огонь с воображаемого кольца. Для установки упреждения и нужного угла прицеливания служила дистанционная линейка, градуированная от 400 до 1500 м, по которой передвигался передний визир.
Фото 22,23: Счетверенная зенитно-пулеметная установка системы Токарева в экспозиции военного музея Sotamuseo, Хельсинки. .Фотографии музейных прототипов предоставлены Дмитрием Деревянкиным (г. Санкт-Петербург):
С увеличением скоростей самолетов, совершенствовались и прицелы. Прицел обр. 36 г. имел уже 5 колец в переднем визире и обеспечивал поражение самолетов противника со скоростями до 500 км/ч и на дистанции до 1600 м. В 1938 году создается его упрощенный вариант. Фото 24-27: Зенитные прицелы обр. 29 г. и обр. 36 г. На фото 24,25 – рисунки в учебных пособиях; на фото 26,27 – на фотографиях, установленные на пулеметные установки.
Практически сразу зенитно-пулеметная установка системы Токарева - ЗПУ поступает в войска. На автомобильную базу ЗПУ начинают монтировать также с 1931 г. Первоначально для этих целей использовался "Форд-Тимкен", в дальнейшем эта зенитная система устанавливалась на отечественных автомобилях ГАЗ-ААА, ГАЗ-АА (по сути - лицензионных копиях Форд-ов) и даже на базе полугусеничных ГАЗ-60. При этом, в Руководстве службы «Счетверенная зенитная установка обр. 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима», выпущенном Артиллерийским управлением РККА в 1939 г., специально оговаривалось, что в процессе службы установки может потребоваться перестановка ее из стационарного положения на автомашину и обратно. Приведу некоторые выдержки из указанного Руководства: «На платформу автомобиля Форд крепится собранная зенитная установка с системой водяного охлаждения, ящик для запасных частей и инструмента с гнездами для магазинных коробок. Задняя стенка платформы откидывается на специальные кронштейны, увеличивая площадь последней для удобства обслуживания установки во время стрельбы. На правой откидной стенке платформы в заднем углу крепится насос водяного охлаждения». Интересно характеризовано и назначение ЗПУ, приведенное в Руководстве: «Счетверенная зенитная установка предназначена для борьбы главным образом со штурмовой авиацией противника, но может быть использована также и для борьбы с самолетами противника других назначений, дистанции до которых не превышает 1500 м.», а также: «Счетверенная зенитная установка может быть с успехом использована против авиадесантов противника, снижающихся на парашютах, а также для уничтожения наземного противника, прорвавшегося в тыл». При этом при применении ЗПУ против пехоты, предписывалось пользоваться наземным прицелом второго (основного) пулемета. Благодаря наличию специальной жидкостной системы охлаждения, большой емкости лент, высокой боевой скорострельности и плотности огня, быстрой наводке и маневренности огня, да еще и в сочетании с мобильностью, на момент принятия на вооружение ЗПУ Токарева не имела аналогов среди зарубежных систем. И эта установка довольно скоро доказала свою эффективность в боевых условиях. Так, во время боев у озера Хасан в 1938 г. американские наблюдатели в японской армии писали что "русские имеют невероятной скорострельности оружие, работающее от двигателя машины". Они ошибочно полагали, что имеют дело с системой оружия с внешним механическим приводом автоматики. Фото 28: Рисунок из Руководства службы «Счетверенная зенитная установка обр. 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима», иллюстрирующий положение ЗПУ на платформе автомобиля Форд:
Фото 29: ЗПУ Токарева на платформе грузовика во время парада в Монголии, после боев на Халхин-Голе. На передней стенке кузова справа от водительской кабины укреплен огнетушитель:
После Хасана последовали боевые действия на Халхин-Голе в 1939 г. и война с Финляндией 1939-1940 гг. И там, и там, используются ЗПУ М4. Но, если в первом случае вооруженные силы Советского Союза и Монголии довольно быстро показали свое превосходство над армией Японии и Маньчжоу-Го, то во втором - неожиданно для СССР, боевые действия затянулись, а Красная Армия понесла серьезные потери в живой силе и вооружении. В результате Финской армии на первоначальных этапах войны удалось захватить и немалые трофеи, среди которых были и установки Токарева. Финны быстро оценили положительные качества установок и использовали их «по прямому назначению». При этом в трофейных ЗПУ, финские оружейники зачастую демонтировали водяную систему охлаждения (убирали баки, шланги и насос), и заменяли ее воздушной (в кожухах «Максимов» попросту вырезались специальные отверстия для циркуляции воздуха). По некоторым данным, финны использовали порядка 80 захваченных установок. В 1952 оставшиеся на вооружении финской армии 70 установок были списаны. Фото 30: Трофейная ЗПУ Токарева в экспозициимузея Арсенал, Суоменлинна, Хельсинки, Финляндия. Финнские оружейники демонтировали баки и шланги системы охлаждения, а в кожухах «Максимов», прорезали отверстия для циркуляции воздуха. Фотографии из музея предоставлены Дмитрием Деревянкиным ( г. Санкт-Петербург):
Применялись ЗПУ Токарева и во время гражданской войны в Испании. Там их устанавливали, в том числе и на платформах грузовиков «Форд» иностранного производства:
На начальном периоде Великой Отечественной войны зенитно-пулеметная установка Токарева успешно применялась как при ПВО городов и важных объектов, так и при непосредственном прикрытии войск на фронте, являясь эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами, живой силой и легкобронированными целями противника. Установка широко использовалась в качестве стационарной, самоходной (обычно устанавливалась в кузове грузовых автомобилей), корабельной, подвижной (на бронепоездах и ж/д платформах). Имеются фотографии военных лет, на которых запечатлены ЗПУ М4 даже на санях, запряженных лошадьми.
Фото 32: Расчет зенитной стационарной установки входящей в систему ПВО Москвы и расположенной на крыше здания, прикрывает небо столицы. Водяной насос, укреплен при помощи подручных средств.