[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Россия/СССР - галерея работ участников форума » Колесная техника до 1945 г. » ЗПУ М-4 на базе ГАЗ-ААА (Постройка модели от MiniArt и... немного истории)
ЗПУ М-4 на базе ГАЗ-ААА
skiff60Дата: Воскресенье, 16.05.2021, 22:02 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
М4 – счетверенная зенитная установка образца 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима была разработана коллективом известного конструктора-оружейника Токарева Н.Ф.  в 1928 г.  Эта установка не только позволяла обрушить на воздушного (а зачастую и наземного) противника шквал огня из четырех пулеметных стволов, она обладала высокой боевой скорострельностью, удобной наводкой на цель, хорошим маневром огня, простотой обслуживания и  во многом превзошла      зарубежные  аналоги,        появившиеся позже.         Мало  кого оставит равнодушным этот образец вооружения. Сам внешний вид  данной установки каким-то непостижимым  образом сочетает в себе мощь, силу и… грациозность. 
Однако   перед тем как перейти непосредственно к ЗПУ системы Токарева,  хотелось бы немного обратиться в целом к истории создания зенитных установок с использованием именно легендарного пулемета «Максим» в нашей стране, где он стоял на вооружении полвека. На мой взгляд, тема очень интересная.
Первые попытки приспособить пулемет «Максим» для стрельбы по аэропланам предпринимаются Русским военным ведомством еще в июне 1913 г.  Правда, те попытки не увенчались успехом,  т.к. во время испытаний стрельба производилась со штатных станков без доработок для зенитной стрельбы.
Уже в годы Первой Мировой войны в армиях различных государств, все-таки находят практические варианты использования пулеметов (в том  числе и «Максимов») для борьбы с воздушными целями.
В Российской империи к пулемету «Максима» на штатном станке   А.А. Соколова  была разработана специальная стойка для зенитной стрельбы, которая, впрочем, применялась весьма ограниченно.
И.Н. Колесников в 1915 г. разработал треногу с телескопическими ногами и  со специальным креплением для патронной коробки. Данная конструкция обеспечивала круговое ведение огня с большими углами возвышения.
Титулярный советник Федоров представил зенитную установку,  легко изготовляемую в полевых условиях из подручных материалов: на деревянной крестовине ставился деревянный же стержень, на котором   горизонтально крепилось колесо с наклонным столом, сверху на них закреплялся сам пулемет со станком.
Артком военного ведомства одобрил оба последних изобретения и… разослал в войска описание обеих с рекомендацией самостоятельного изготовления, на свое усмотрение исходя из потребностей и наличия средств. Штатной зенитной установки для пулемета «Максим» русская армия в Первую Мировую войну так и не получила.
Фото 1:  Пулемет     «Максим»    образца    1910  г.  на  станке   Соколова  первоначального  образца    в  положении     для    стрельбы     сидя. Российская императорская армия.
Фото 2: Тренога для зенитной стрельбы из пулемета системы Максима конструкции И.Н.Колесникова обр. 1915.


Фото 2,3:  Зенитные пулеметные установки конструкции  Федорова,  изготовленные  в  полевых  условиях.  Российская  Императорская Армия. Первая Мировая война:
Прикрепления: 1564937.jpg (36.0 Kb) · 0165959.jpg (26.1 Kb) · 0726598.jpg (80.6 Kb) · 0473092.jpg (70.1 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 12:38
 
skiff60Дата: Воскресенье, 16.05.2021, 22:39 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
Одновременно с разработкой этих самых первых средств противовоздушной обороны, возникает и вопрос о повышении их мобильности. В России для воплощения этой идеи в жизнь  предлагается устанавливать пулеметы на мотоциклах («мотоциклетах») или на легких грузовых автомобилях. Тут  кстати пришлась и специальная программа, разработанная  в Российском  военном ведомстве,  направленная на  формирование самокатных частей, в составе которых предусматривалось иметь подразделения, вооруженные  мотоциклами  - пулеметовозами.   До начала 1916 г. в рамках выполнения данной программы,  Россия успела заказать за рубежом для перевозки пулеметов и боеприпасов к ним 130 мотоциклов  (из них 125 - марки «Скотт-Виккерс», а также такие образцы, как «Виккерс»,  «Рекс», «Санбим» и «Ковентри-Премьер»). Прогнозируемая  годовая потребность, заявленная на 1916 г., составляла 102 мотоцикла под пулеметы и  1042 – под патроны.  Доподлинно неизвестно, насколько были осуществлены эти планы, но есть фактические подтверждения того,  что часть мотоциклеток  с установленными на них «Максимами» была приспособлена для целей ПВО.
Фото 4: Пулемет «Максима» установленный на мотоцикле в положении для зенитной стрельбы. Российская императорская армия.

Прикрепления: 3995705.jpg (122.2 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 12:40
 
DitrichДата: Воскресенье, 16.05.2021, 22:41 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Участники
Сообщений: 633
Репутация: 109
Статус: Оффлайн
Цитата skiff60 ()
М4 – счетверенная зенитная установка образца 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима была разработана коллективом известного конструктора-оружейника Токарева Н.Ф. в 1928 г.
Небольшая ремарка - Николай Федорович Токарев сын известного конструктора-оружейника  Федора Васильевича Токарева.
В 20-х, после демобилизации из РККА Николай был чертежником в КБ отца. В 1930 году поступил на высшие инженерно-технические курсы при Тульском механическом институте, во время обучения на которых ему предложили заняться проектированием зенитных пулеметных установок. М-4 была первой его разработкой, принятой на вооружение!


Не доверяйте другим того, что вы должны сделать сами, и не беритесь за то, что могут сделать другие.
Владимир Войнович "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"


Сообщение отредактировал Ditrich - Воскресенье, 16.05.2021, 22:42
 
skiff60Дата: Воскресенье, 16.05.2021, 22:55 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
Цитата Ditrich ()
М-4 была первой его разработкой, принятой на вооружение!
Не знал. Действительно: яблоко от яблони!
Николай Федорович Токаревым со своим отцом Федором Васильевичем Токаревым во время работы над ручным пулеметом системы Максима-Токарева:
Прикрепления: 0917492.jpg (89.9 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 12:42
 
skiff60Дата: Воскресенье, 16.05.2021, 23:16 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
Зенитные пулеметные подразделения были не только в действующей армии — они наряду с артиллерией  включались и в «воздушную оборону» тыловых объектов и крупных административных центров. Так, в 1915 г. специальные пулеметные команды прикрывали главные объекты Петрограда, в том числе и резиденцию императора.  Пулеметы были расставлены в строго определенных местах и были приспособлены для ведения стрельбы по воздушному противнику.
Нашли свое применения указанные средства ПВО и в Гражданской Войне, в которую погрузилась Россия практически сразу после выхода из Первой Мировой. Уже 11 ноября (по новому стилю) 1917 г. был создан Путиловский Стальной противосамолетный артдивизион, в состав которого кроме 8 зенитных пушек вошли и 12–14 станковых пулеметов. К началу 1918 года в воздушную оборону Петрограда входили 13 противосамолетных батарей и 5 пулеметных взводов. После переезда правительства в Москву, в апреле 1918 г. началось формирование московской системы ПВО. Эта задача возлагается на специально созданный  отряд воздушно-артиллерийской обороны, в который вошли 35 самолетов, 4 противосамолетные батареи, 6 пулеметных команд, а также 6 прожекторных станций. При этом часть зенитных пулеметов была установлена на крышах высотных зданий, а сами команды несли круглосуточное дежурство. Расчетная  высота поражения целей пулеметным огнем составляла до 1 км, а наиболее эффективным считалось ведение огня при снижении целей на 500 м и ниже. На самих же фронтах Гражданской войны интенсивность использования зенитных пулеметов противоборствующими сторонами зависела от степени применения противником авиации на конкретном участке. Так, при подготовке операции  Западного фронта (май — июнь 1920 г.), в связи с усилением активности авиации со стороны поляков, командующий 16-й армией Н.В. Соллогуб издал указание по борьбе с самолетами противника, включая стрельбу из винтовок и пулеметов.
Фото 6,7: Пулемет «Максим» на треноге Колесникова в положении для зенитной стрельбы. Красная армия. Гражданская война На фото 7 пулемет установлен на открытой железнодорожной площадке (бронепоезд? или просто воинский эшелон):
Прикрепления: 4672435.jpg (103.4 Kb) · 0617617.jpg (56.7 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 12:46
 
skiff60Дата: Воскресенье, 16.05.2021, 23:35 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
Вмирное время в молодой Советской республике продолжаются работы по созданию удобной и надежной зенитной пулеметной установки.  Так, на вооружение РККА принимается складная тренога М.Н.Кондакова обр. 1928 г. для пулемета системы Максима, которая позволяла вести круговой обстрел с углом возвышения 88 градусов. Тренога состояла из вертлюга, центральной трубы и трех трубчатых телескопических ног и весила 16 кг. Высота линии огня составляла 1500 мм, стрельба осуществлялась стоя или с колена.
Фото8: складная тренога М.Н.Кондакова обр. 1928 г. для пулемета системы Максима. На пулемете установлен зенитный прицел обр. 29 г.
Фото 9: Красноармейцы ведут огонь по воздушним целям из пулеметов системы Максима, установленных на треноги системы Кондакова. Первый номер расчета осуществляет прицеливание, используя штатный прицел пулемета. Пулеметная лента, подается в лентоприемник из коробки, находящейся на земле. Хотя данные установки могли использоваться и одним бойцом, помощь второго номера расчета в таких условиях весьма уместна.
Прикрепления: 9853778.jpg (24.8 Kb) · 9576051.jpg (88.2 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 12:51
 
skiff60Дата: Воскресенье, 16.05.2021, 23:46 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн

С 1931г. в войска поступает универсальный станок системы С.В. Владимирова, который относился к полевым колесно-треножным и обеспечивал быстрый переход  из положения для наземной стрельбы к зенитной. Для перевода пулемета в положение зенитной стрельбы от него отделялся колесный ход, телескопические ноги (в собранном состоянии образующие хобот) разводились в разные стороны и выдвигались. Для ведения огня по воздушным целям на пулемет устанавливался специальный зенитный прицел.
Фото10: Расчет «Максима» на универсальном станке системы С.В. Владимирова обр. 31 г. в положении для зенитной стрельбы. На пулемете установлен зенитный прицел обр. 29 г. У крайнего справа красноармейца в руках так называемая «лира» - дальномер, служащий для определения расстояния до воздушной  цели.
Фото11: Немецкий солдат у трофейного «Максима» на станке Владимирова. На пулемете установлен штатный шит. Зенитный прицел отсутствует. Великая Отечественная война.
Прикрепления: 1566825.jpg (122.6 Kb) · 6677870.jpg (105.5 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Воскресенье, 16.05.2021, 23:48
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 00:10 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн

«Максимы» приспособленные для ведения зенитной стрельбы в межвоенные годы поступают не только в пехотные подразделения, они устанавливаются на  разные виды автомобилей (как грузовых, так и легковых), железнодорожный транспорт. Во флоте ЗПУ оснащаются различные типы судов (в том числе и подводные лодки).  В кавалерии на тачанках монтировали специально разработанную складную зенитную установку пулемета «Максим». Пулемет на такую установку крепился вместе со станком Соколова (со сложенным вперед хоботом) и позволял вести огонь  как по наземным, так и по воздушным целям.
Фото 12: Грузовые автомобили ГАЗ-АА (Форд-?) с установленными в кузовах одиночными пулеметами «Максим» на зенитных треногах. Один из предвоенных военных парадов РККА:


Фото 13: «Максим» на зенитной треноге, установленный в кузове легкового автомобиля «Форд-А». РККА. 1930-е годы:


Фото 14: Зенитный  «Максим» смонтирован на рубке советской подводной лодки. Пулемет оснащен зенитным прицелом и специальным держателем для патронной коробки. Великая Отечественная война:


Фото 15: Тачанка, оснащенная специальной складной зенитной установкой для  пулемета «Максим». Пулемет закреплен вместесо станком Соколова и находится в положении для стрельбы по воздушным целям:



Прикрепления: 8915979.jpg (115.0 Kb) · 6681067.jpg (145.9 Kb) · 3513970.jpg (113.9 Kb) · 5147156.jpg (107.1 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 00:16
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 00:34 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн

Однако, одноствольные зенитные пулеметные установки не в состоянии были решить вопрос  необходимости повышения плотности и эффективности зенитного огня сухопутных и морских сил РККА. Росло количество и качество воздушных средств нападения, самолеты становились все более скоростными и маневренными. Одной из мер по эффективному отражению воздушных атак противника было создание зенитно-пулеметных установок объединявших в себе несколько пулеметов.
В июле1928 года  Арткомитет  ГАУ принимает решение поручить  проектно-конструкторскому  бюро Тульского оружейного завода спроектировать и построить  комплексные зенитно-пулеметные установки на базе пулеметов «Максим».   «Комплексная»  - т.е.  состоящая из нескольких самостоятельных боевых единиц оружия. Задание было дано на создание спаренной, строенной и счетверенной установок. Выполнено задание  было в течение  следующего года.  В 1930 г. состоялись испытания, по результатам который лучшей оказалась счетверенная установка предложенная Николаем  Федоровичем  Токаревым (сыном знаменитого оружейника  Федора Васильевича Токарева), которая уже в 1931 году была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «Счетверенная зенитная установка образца 1931 г. под  7,62 мм пулемет системы Максима».
Справедливости ради стоит отметить, что и спаренная, и строенная установки также были приняты на вооружение РККА и в некоторых количествах поступали в войска.
Фото16,17,18: зенитные спаренные установки пулеметов «Максима»; фото 16 – расчет установки приготовился к отражению нападения воздушного противника; фото 17 – установка входит в состав вооружения советского броневагода Д2 и закреплена на его башне; фото 18 - установка смонтирована на гужевой повозке.

Фото 19,20: Комплексная зенитная установка из 3-х пулеметов «Максима»; фото 19 -  на рисунке из учебного пособия РККА; фото 20 - установленная в кузове грузовика.
Прикрепления: 3544011.jpg (93.3 Kb) · 3131910.jpg (78.7 Kb) · 9277879.jpg (51.2 Kb) · 0124556.jpg (91.0 Kb) · 3528800.jpg (93.0 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 00:44
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 00:49 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн

Счетверенная  зенитно-пулеметная установка  системы Токарева состояла   из   тумбового  основания   (выполненного  в виде 2-х металлических
баков для охлаждающей жидкости в форме усеченных конусов), телескопической  вертикальной стойки с подъемным механизмом, вертлюга с патронными коробами (с лентами повышенной емкости на  500 патронов,  вместо штатных  250),   рамы с противовесами,   наплечными дугами и   спусковой тягой,    зенитного прицела    и   общей системы   принудительного   охлаждения (насос,  шланги, патрубки и т.п.).   Для крепления на горизонтальном основании  использовались три опоры (лапы) с  отверстиями.  Четыре пулемета  «Максим»  образца 1930 года крепились  в  ряд  на названной выше раме.   Наводка на цель  блока пулеметов  (массой до 80 кг)  осуществлялась  наводчиком с помощью наплечных дуг.   В вертикальной плоскости пулеметы  наводились   в диапазоне  углов от  - 10° до  + 82°,  в горизонтальной   плоскости обеспечивался   круговой обстрел  в  360°. Для стрельбы     применялся    стандартный    винтовочный   патрон 7,62х54R   с начальной скоростью полета  пули  800 м/с. Горизонтальная  дальности  стрельбы составляла 1600 м,  что обеспечивало  досягаемость  цели по   высоте   1400 м. Темп   стрельбы   достигал 2000   выстр./мин,    боевая скорострельность  - 1200 выстр./мин.  Весила ЗПУ в боевом положении 460 кг. Расчет установки состоял из трех человек.  Для перевода установки из походного положения  в  боевое требовалось 30 секунд. В качестве прицельных приспособлений первоначально использовался зенитный кольцевой прицел обр. 1929 г., который допускал стрельбу по самолетам, летящим со скоростью до 320 км/ч на высоте до 1500 м.  Его передний кольцевой визир имел 3 кольца, позволяющих вести стрельбу по воздушным целям, летящим со скоростью 250, 118 и 110 км/ч. По цели, летящей с большей скоростью, приходилось вести огонь с воображаемого кольца. Для установки упреждения и нужного угла прицеливания служила дистанционная линейка, градуированная от 400 до 1500 м, по которой передвигался передний визир.
Фото 22,23: Счетверенная зенитно-пулеметная установка  системы Токарева в экспозиции военного музея Sotamuseo, Хельсинки. .Фотографии музейных прототипов предоставлены Дмитрием Деревянкиным (г. Санкт-Петербург):

Прикрепления: 1916200.jpg (88.9 Kb) · 0342943.jpg (118.1 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 13:01
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 01:27 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
С  увеличением скоростей самолетов,   совершенствовались    и  прицелы.   Прицел  обр. 36 г. имел уже 5 колец в переднем визире и обеспечивал поражение самолетов противника со скоростями до 500 км/ч и на дистанции до 1600 м. В 1938 году создается его упрощенный вариант.
Фото 24-27: Зенитные прицелы обр. 29 г. и  обр. 36 г. На фото 24,25 – рисунки в учебных пособиях; на фото 26,27 – на фотографиях, установленные на пулеметные установки.
Прикрепления: 5326352.jpg (92.9 Kb) · 6757478.jpg (108.8 Kb) · 9428700.jpg (104.8 Kb) · 1951038.jpg (71.1 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 13:04
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 01:32 | Сообщение # 12
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
Практически сразу зенитно-пулеметная установка системы Токарева - ЗПУ поступает в войска. На автомобильную базу ЗПУ начинают монтировать также с 1931 г. Первоначально для этих целей использовался "Форд-Тимкен", в дальнейшем эта зенитная система устанавливалась на отечественных автомобилях ГАЗ-ААА, ГАЗ-АА (по сути - лицензионных  копиях Форд-ов) и даже на базе полугусеничных ГАЗ-60. При этом, в Руководстве службы «Счетверенная зенитная установка обр. 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима», выпущенном Артиллерийским управлением РККА в 1939 г., специально оговаривалось, что в процессе службы установки может потребоваться перестановка ее из стационарного положения на автомашину и обратно. Приведу некоторые выдержки из указанного Руководства: «На платформу автомобиля Форд крепится собранная зенитная установка с системой водяного охлаждения, ящик для запасных частей и инструмента с гнездами для магазинных коробок. Задняя стенка платформы откидывается на специальные кронштейны, увеличивая  площадь последней для удобства обслуживания установки во время стрельбы. На правой откидной стенке платформы в заднем углу крепится насос водяного охлаждения».
Интересно характеризовано и назначение ЗПУ, приведенное в  Руководстве: «Счетверенная зенитная установка предназначена для борьбы главным образом со штурмовой авиацией противника, но может быть использована также и для борьбы с самолетами противника других назначений, дистанции до которых не превышает 1500 м.», а также: «Счетверенная зенитная установка может быть с успехом использована против авиадесантов противника, снижающихся на парашютах,  а также для уничтожения наземного противника, прорвавшегося в тыл». При этом при применении ЗПУ против пехоты, предписывалось пользоваться  наземным прицелом второго (основного) пулемета.
Благодаря наличию специальной  жидкостной  системы охлаждения, большой емкости лент, высокой боевой скорострельности и плотности огня, быстрой наводке и маневренности огня, да еще и в сочетании с мобильностью, на момент принятия на вооружение ЗПУ Токарева не имела аналогов среди зарубежных систем.  И эта установка довольно скоро доказала свою эффективность в боевых условиях. Так, во время боев у озера Хасан в 1938 г. американские наблюдатели в японской армии писали что "русские имеют невероятной скорострельности оружие, работающее от двигателя машины".  Они ошибочно полагали, что имеют дело с системой оружия с внешним механическим приводом автоматики.
Фото 28: Рисунок из Руководства службы «Счетверенная зенитная  установка обр. 1931 г. под 7,62 мм пулемет системы Максима», иллюстрирующий положение ЗПУ на платформе автомобиля Форд:


Фото 29: ЗПУ Токарева на платформе грузовика во время парада в Монголии, после боев на Халхин-Голе.  На передней стенке кузова справа от водительской кабины укреплен огнетушитель:
Прикрепления: 9652711.jpg (115.3 Kb) · 4248387.jpg (244.8 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 13:10
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 02:06 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
После   Хасана последовали боевые действия на Халхин-Голе в 1939 г. и война с Финляндией 1939-1940 гг. И там, и там, используются ЗПУ М4.  Но,  если в первом случае вооруженные силы Советского Союза и Монголии довольно быстро показали свое превосходство над армией Японии и Маньчжоу-Го,  то во втором  - неожиданно для СССР, боевые действия затянулись,  а Красная Армия понесла серьезные потери в живой силе и вооружении. В результате Финской армии на первоначальных этапах войны удалось захватить и немалые трофеи, среди которых были и установки Токарева. Финны быстро оценили положительные качества установок и использовали их «по прямому назначению». При этом в трофейных ЗПУ, финские оружейники зачастую демонтировали  водяную систему охлаждения (убирали баки, шланги и насос),  и заменяли ее воздушной  (в кожухах «Максимов» попросту вырезались  специальные отверстия для циркуляции воздуха). По некоторым данным, финны использовали порядка 80 захваченных установок.  В 1952 оставшиеся на вооружении финской армии 70 установок были списаны.
Фото 30: Трофейная ЗПУ Токарева в экспозициимузея Арсенал, Суоменлинна, Хельсинки, Финляндия. Финнские оружейники демонтировали баки и шланги системы охлаждения, а в кожухах «Максимов», прорезали отверстия для циркуляции воздуха. Фотографии из музея предоставлены Дмитрием Деревянкиным ( г. Санкт-Петербург):

Прикрепления: 2258502.jpg (138.2 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 13:13
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 02:10 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
Применялись  ЗПУ Токарева и во время гражданской войны в Испании. Там их устанавливали, в том числе и на платформах грузовиков «Форд»
иностранного производства:

Прикрепления: 1160996.jpg (191.7 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 02:11
 
skiff60Дата: Понедельник, 17.05.2021, 02:13 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Участники
Сообщений: 587
Репутация: 38
Статус: Оффлайн
На  начальном периоде Великой Отечественной войны  зенитно-пулеметная установка  Токарева успешно применялась как при ПВО городов и важных объектов, так и при непосредственном прикрытии войск на фронте, являясь эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами, живой силой и легкобронированными целями противника.  Установка широко использовалась в качестве стационарной, самоходной (обычно устанавливалась в кузове грузовых автомобилей), корабельной, подвижной (на бронепоездах и ж/д платформах). Имеются фотографии военных лет, на которых запечатлены ЗПУ М4 даже на санях, запряженных лошадьми.
Фото 32:  Расчет  зенитной   стационарной   установки   входящей  в  систему  ПВО   Москвы  и  расположенной  на  крыше  здания, прикрывает небо столицы. Водяной насос, укреплен при помощи подручных средств.
Прикрепления: 8673094.jpg (109.7 Kb)


Сообщение отредактировал skiff60 - Понедельник, 17.05.2021, 13:15
 
Форум » Россия/СССР - галерея работ участников форума » Колесная техника до 1945 г. » ЗПУ М-4 на базе ГАЗ-ААА (Постройка модели от MiniArt и... немного истории)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

Top.Mail.Ru
Сайт-форум моделистов © 2024
Интернет-магазин маштабных стендовых моделей