Просто тема Т-60 (и с ним - Т-40, Т-30, Т-70...) - по охвату немногим уступает теме про Т-34. Сильно вводит в заблуждение кажущаяся одинаковость всех Т-60 (нет таких ярких отличий как на вариантах Т-34), но это только еще больше запутывает тему. Сравните, сколько написано по теме тридцатьчетверки, и сколько написано по шестидесятке... По сути, книга Пашолока только начало, но оно - положено. По графике - на тот момент я выжимал что мог. Не обошлось без нескольких незамеченных ошибок и неточностей (например, на крыше башни должно быть 7 а не 8 заклепок, удерживающих лабиринтную защиту воздухозабора - чисто механическая оплошность, заклепок семь, но дистанций между ними - ШЕСТЬ. Увы, затуркался). Некоторые моменты в графику не входили, потому как больше были допущениями и догадками. Решили не рисковать.
По балансирам. НЕуниверсальные балансиры - это наследие Т-40. Типичный балансир для Т-60 - универсальный на оба борта. На Т-70Б (по документам танк не называли Т-70М) балансир другой. Совсем. На этом варианте между бортом и осью гусениц большее расстояние. Думаю, по семейству Т-70 книга таки еще будет.
Кстати, а вот встречалось ли кому-либо фото Т-60 с ветровым стеклом мехвода? Девайс штатный, на него есть чертеж. Более того, и на Т-70 тоже.
[RvD]-Alpenshutze-, В книге также не указывается про цельные (не составные) борта некоторых машин сталинградского выпуска, хотя на фото видно. Когда,на заре эволюции,первая обезьяна взяла палку-остальные начали трудиться!
В книге также не указывается про цельные (не составные) борта некоторых машин сталинградского выпуска, хотя на фото видно.
А вот тут интересно. На фото может и видно, но что? По документам (а их немало) неразрезных бортов пока не встретили. Это с одной стороны. С другой есть такой парадокс - танк Т-70 унаследовал деление борта на 2 части с последующей стыковкой. Все бы хорошо, но зачем? По карте кроя брони, обе этих детали вырезались из ОДНОГО листа. :)Какой смысл вырезать две детали вместо одной? Впрочем, Т-70 таки встречаются без этой перестыковки. На фото Т-60 надо убедится - это очень хороший сварной шов или нет стыка совсем. Очень мало фото такого качества, что б можно было сказать уверенно.
А вот тут интересно. На фото может и видно, но что? По документам (а их немало) неразрезных бортов пока не встретили. Это с одной стороны. С другой есть такой парадокс - танк Т-70 унаследовал деление борта на 2 части с последующей стыковкой. Все бы хорошо, но зачем? По карте кроя брони, обе этих детали вырезались из ОДНОГО листа. :)Какой смысл вырезать две детали вместо одной? Впрочем, Т-70 таки встречаются без этой перестыковки. На фото Т-60 надо убедится - это очень хороший сварной шов или нет стыка совсем. Очень мало фото такого качества, что б можно было сказать уверенно.
Все это верно, но не учитываем: 1. Станочный парк заводов, а он на сколько был одинаков? Соответственно каждый из заводов перерабатывал технологию под себя (под свой станочный парк) 2. Рационализаторы и инженеры, их изменения могли вводится только на уровне завода и не всегда передовались на другие заводы, а это факт, а что доходило до Наркомата?! 3. И т.д. Все таки комплекс автоматическая пушка+пулемет заслуга Т-60 (хотя большинство БМП имеют именно такой комплекс, немцев не учитываю у них обоймы хотя я могу заблуждаться) Проще перечислить по всем выпускавшим заводам, что встречалось и было (или просто не подтверждено фото) по фото или документам в мат части Т-60, чем пытаться понять зачем и почему (ибо тогда нужны были танки, танки и многое другое),!
DM, то, что пока не найдено документации на цельный лист не означает, что такого не могло быть. Пример - те же грязевые щитки. Документации на них не найдено, а на фото они есть. Про ветровое стекло очень интересно, оно было в серии? Поделитесь чертежом, если это не коммерческая тайна? Лучшее-враг хорошего(с)
Сообщение отредактировал [RvD]-Alpenshutze- - Вторник, 14.10.2014, 01:27
Все бы хорошо, но зачем? По карте кроя брони, обе этих детали вырезались из ОДНОГО листа. :)Какой смысл вырезать две детали вместо одной?
Я работаю с металлом, и поэтому у меня по этому вопросу только один ответ- экономия. Допустим, на заводы- производители поставляют броневые листы форматом 6000 x 2000. Из этого листа выйдет только один борт, а если борт разрезной, то выйдет три. А так как в Сталинграде корпусное производство находилось на флагмане советской металлургии- заводе "Красный Октябрь", полагаю, что возможность ускорить выпуск корпусов взяла верх над экономией, или же нужный формат на заводе имелся в достатке. Кроме того, отходы использовались для другого производства, например-бронеколпаки для УР. Когда,на заре эволюции,первая обезьяна взяла палку-остальные начали трудиться!
staRschina3545, с металлом постоянно не работаю, но рационально кроить учили в свое время и что такое "коэффициент использования материала" знаю хорошо. Это тут не при чем. По карте кроя - прямоугольный лист, на котором ровно две детали - от одного борта. Переставить их местами и сдвинуть - получится полный борт без шва. При том же КИМ. И так - для обеих бортов. Потому и удивило. [RvD]-Alpenshutze-, по части Т-60 со сплошным бортом. Вполне допускаю, что такие танки были. Более того (см. выше) - они напрашиваются. Но документов нет, фото, которые отличночитаемы и дают 100% уверенность в этом - тоже. Потому для книги не рискнули. Одно дело наши предположение, другое дело - факты.
Цитата[RvD]-Alpenshutze- ()
Про ветровое стекло очень интересно, оно было в серии?
DM, ждем появления фото в хорошем качестве, благо на ибее часто всплывают фото 60-к. Все-таки с зимы 41-го до середины 42-го это был самый массовый танк у нас По поводу стекла, я думаю если оно и было в серии, то только в начальный период, на танках ГАЗа выпуска зимы 41-42. Как раз логичным будет при движении в зимнее время устанавливать ветровое стекло в смотровой люк мехвода - ледяной ветер в лицо еще ни разу не способствовал укреплению здоровья
Кстати, вот тут все балансиры как у Т-40. 37-й или 38-й завод использовал заделы?
Добавлено (14.10.2014, 13:06) --------------------------------------------- Вот фото, косвенно подтверждающие возможность использования цельного листа на Сталинградской судоверфи: тут на танках борт состоит аж из трех частей, причем они соединяются между собой как сваркой, так и клепкой:
А тут только один круглый лючок для заливки топлива в бак:
Ну и два фото танка с предположительно цельным бортом в более-менее качестве, ни заклепок, ни сварного шва я не вижу, стало быть борт - цельный? Лучшее-враг хорошего(с)
Сообщение отредактировал [RvD]-Alpenshutze- - Вторник, 14.10.2014, 13:08
По последнему фото - присмотритесь на выделенное место. Я там вижу 5-6 заклёпок, причем на том месте, где им и полагается быть:
По одной заливочной горловине. Раньше это фото не встречал, но ничего сверхъестественного нет. Две горловины означают два бака (кстати, потому на задней листе корпуса вверху слева 8 заклёпок - это крепления лент, фиксирующих баки. Видимо, на какой-то серии попробовали поставить один большой бак. Остальное внимательно посмотрю на досуге. Спасибо за фото!
Сообщение отредактировал DM - Вторник, 14.10.2014, 13:52
DM, да, точно, борт клепаный Со мной произошло то, что так часто бывает с коллегами по хобби: глаза видят то, что хотят видеть, а не то что есть на самом деле
Добавлено (08.11.2014, 15:56) --------------------------------------------- Сделал подборку по поддерживающим каткам: Поддерживающий каток танков Сталинградской судоверфи: Как видно на фото, диск ролика имеет небольшую выпуклость наружу. Ребер усиления нет, три отверстия облегчения. Крышка подшипника крепится тремя болтами.
Поддерживающий каток танков Т-60 и Т-70 производства завода ГАЗ: Имеет 6 ребер усиления и 6 отверстий облегчения. Диск ролика немного выпуклый наружу. Крышка подшипника крепится шестью болтами.
Завод №37: Аналогичен ролику из Сталинграда, за исключением крышки подшипника, которая крепится на 6 болтов.
Завод №38: аналогичен ролику завода №37
Также на ранних танках завода №37 также как и на Т-40 ставились два первых обрезиненных опорных катка, и последний цельнометаллический.
На новодельных танках встречается ролик с 6-ю отверстиями облегчения без ребер жесткости: На фронтовых фото такой ролик мне ни разу не попадался, поэтому однозначно сказать был ли такой вариант или это фантазия реконструкторов я не могу
Добавлено (12.11.2014, 15:29) --------------------------------------------- Update Судя по этим снимкам, на катках Т-60 из Сталинграда встречалось оба типа крышек подшипников: и с креплением 6-ю болтами, и с креплением 3-мя. Причем на танке, поднятом не так давно в Волгоградской области на катках 6 отверстий под болты крепления крышки, а на самих крышках - по 3(последнее фото) видимо упрощения внедрялись прямо в процессе серийного производства.
Добавлено (16.11.2014, 02:38) --------------------------------------------- Дополнение по каткам ГАЗа: Помимо ребер усиления, поддерживающие каток танков данного завода также имел усиливающий ободок по кромке: На поддерживающих роликах танков других заводов такой особенности пока не видел
Добавлено (16.11.2014, 02:44) --------------------------------------------- Ещё одна интересная особенность связана со штампованными опорными катками-"поплавками". Некоторые катки имеют более резкую выпуклость, чем другие: Я предполагаю, что это вызвано тем, что для изготовления данных катков использовался задел штамповочного оборудования для изготовления дисков ленивцев диаметром 460 мм Все эта информация также относится к особенностям танков выпуска ГАЗа Лучшее-враг хорошего(с)
Сообщение отредактировал [RvD]-Alpenshutze- - Воскресенье, 16.11.2014, 02:52
Вадик, а подробности? Есть 100% уверенность, что это - именно Т-60?
460 мм - нормальный диаметр для раннего ленивца. Но такую нарезку ни разу не встречал.... а вот 500 мм - интересно. И что еще интересно - как крышки ступиц крепятся? Фланца под них не наблюдаю.
Сообщение отредактировал DM - Четверг, 10.09.2015, 20:29
Вопрос по немецкому тягачу на основе Т-60. Мог ли данный агрегат тягать Pak-40? Немецкий тягач на основе Т-70 с 40-й на буксире видел, а вот с какими ПТ-орудиями использовался Т-60, Pak-38? Лучшее-враг хорошего(с)