Количество машин с системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20-30 единиц
Добавлено (09.02.2015, 11:12) --------------------------------------------- О радиостанциях, но больше об антеннах.
"В марта 1932 года в Научно-испытательном институте связи началась работа по созданию специальных танковых средств связи." [3, стр.9] "В сентябре 1932 г. первые десять танков с опытной радиостанцией "№ 7Н"вышли на испытания. Все танки получили поручневые антенны, стойки крепления которых устанавливались на крыльях (грязевиках). Антенный ввод располагался в передней части крыши подбашенной коробки между башен. Испытания прошли успешно, и танк был официально с 1 января 1933 г. принят на вооружение. Но его серийное производство, судя по всему, развернуто не было." [1, стр.104; 3, стр.9].
[7, стр.72]
Что интересно, во всех книгах одна и та же фотография.
"Примерно с осени 1933 года на части таков Т-26 стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне." [3, стр.15; 4, стр.40; 5, стр.43]. "Первые такие были продемонстрированы правительству СССР в ходе парада 7 ноября 1933 года в Москве." [4, стр.40; 5, стр.43].
"В качестве средств радиосвязи на танке Т-26 с 1938 по 1939 г. использовалась радиостанция 71-TK-1 со штыревой антенной, ... а с 1940 г. — радиостанция 71-ТК-3 .... В 1940 г. башни для линейных и радиофицированных танков были унифицированы." [1, стр.224].
"Весной-летом 1939 г. решением по АБТУ ... поручневая антенна по опыту боев у оз.Хасан была заменена на штыревую." [1, стр.224]. Коломиец дает немного другую дату: "В январе 1939...поручневая антенна заменена на штырьевую..." [4, стр.54; 5, стр.53]. И добавляет "Кроме того, на линейных танках была введена установка прибора ПТК на башне (до этого ПТК устанавливался только на радийных машинах)" [4, стр.54; 5, стр.53]
И в качестве хулы: Барятинский пишет "В 1937 году выпускались только радиотанки, причем с радиостанциями 71-ТК-3." [3, стр.16]. Но все источники в Интернете (поисковик Яндекс, запрос "71-ТК-3") дают эту радиостанцию как выпуска 1939 года.
Можно было бы на этом и закончить с радиоборудованием, но мне еще не дают покоя два вопроса: Есть ли закономерность "71-TK-1 - поручневая антенна, а 71-TK-3 - штырьевая"; И ещё. Приходилось встречать дискуссии по поводу конструктива поручневой антенны - труба или пруток?
Есть интересная информация по эти вопросам. Причешу - выложу в ближайшее время. Библиотека китографий на www.in-mirror-scale.ru
Сообщение отредактировал fromSalekhard - Пятница, 15.06.2018, 07:05
Что интересно, во всех книгах одна и та же фотография.
а еще встречается информация о "T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин." это написано о таких двухбашенных танках, что на Вашем фото ? http://s26.postimg.org/uhy6ze0k5/image.jpg
Скорее всего более правильное обозначение Т-26РТ, что должно означать "радиотанк" или "радийный танк".
На фото и в приведенных цитатах речь идет о танках, оборудованных радиостанцией № 7Н, которая не пошла в серию. Можно предположить, что все опытной серией и закончилось, т.е. их количество так десятком и ограничилось. Где-то я читал, что вроде бы было на завод отправлена (или собиралась быть отправленной) еще одна партия из нескольких десятков таких радиостанций. Но вот о том, что они всё таки попали на завод, а уж тем более были установлены на танки, информации вообще нет. (Граждане не подвергайте сомнению сию информацию - я её таки найду, но просматривать опять все книги у меня нет настроения). И еще обратите внимание что в описании указывается, что "...стойки крепления которых устанавливались на крыльях (грязевиках)...", т.е. как раз как на фото. Солянкин же [7, стр.71] пишет "... На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной по периметру подбашенной коробки. Эти машины имели обозначение Т-26РТ." Получается несколько различное крепление. Правда он на следующей же странице приводит такое же фото как и всех и подписывает его "Двухбашенный танк Т-26РТ (с 37-мм пушкой “Гочкис”)".
ЦитатаRuby ()
Ссылка на руководство 71-ТК-1
С одной стороны: опередили черти! С другой: наконец-то не один я здесь корячусь! В этом руководстве на стр.31 подробно изложена конструкция антенны. Но не в этом, или не только в этом, дело и интерес. Во-первых, обратите внимание, что употребляется не термин "поручневая антенна", а "поручнево-штырьевая"! Причем именно "штырь" может достигать 4 метров. Вот и фото
Не верить этой информации нет повода - это не современная публицистика, а нормальное техническое издание 1936 года. Но..! Я пролистал весь свой фотоархив и не нашел ничего даже отдаленно напоминающее такую конструкцию. Ладно, пошел дальше и заново просмотрел фильмы "Если завтра война" (1938 год), "Танкисты" (1939 год), "Тыл танкового батальона" (1940 год) в них полно танков Т-26 и БТ с поручневыми антеннами, но ни у одного нет добавки в виде длиннющего удилища. Библиотека китографий на www.in-mirror-scale.ru
Сообщение отредактировал fromSalekhard - Пятница, 15.06.2018, 07:05
но ни у одного нет добавки в виде длиннющего удилища
Именно: ни на фото, ни в хронике одновременно штырьевая и поручневая не встречаются, поэтому этот вопрос видимо никогда не всплывал и покрыт мраком тайны... Алексей, долгострои ;0( : ЗИС-3, R-75, Т-26, БА-64Б, ГАЗ-АА
Меня другое заинтересовало в сообщении коллеги Ruby: при внимательном прочтении выясняется, что стойки поручневой антенны выполнялись из текстолита и покрывались бакелитовым лаком. Значит красить их в базовый изначально неправильно ?! Бакелитовый лак он ведь, в принципе, прозрачный, ну может быть слегка с красноватым оттенком. Значит стойки должны иметь цвет текстолита? Коричневый или красно-коричневый? Как, например ручки у кусачек на немецких танках? То есть все поколения моделистов до сих пор красили в базовый, что есть неправильно? Или я не прав? В общении предпочитаю на "ты". Для всех - просто Саша
Сообщение отредактировал SALIVAN - Понедельник, 09.02.2015, 20:25
Вот так ниспровергаются кумиры! Кусочек фото БТ-7 с белорусской "Линии Сталина" - вроде бы единственный БТ-7 на ходу, найденный целиком в болоте в отличном состоянии.
На Ютубе есть видео его подъема и реставрации.
Хотя такой цвет наверное только до первой покраски в полевых условиях или при проведении капитального ремонта и модернизации. Библиотека китографий на www.in-mirror-scale.ru
Сообщение отредактировал fromSalekhard - Пятница, 15.06.2018, 07:05
Хотя такой цвет наверное только до первой покраски в полевых условиях или при проведении капитального ремонта и модернизации.
Согласен. Потом, наверное, задували в базовый. Лень заморачиваться :D. Но с завода должна быть родная окраска, как предписывалось... И тут у нас, моделистов, оказывается возникают варианты...
Добавлено (09.02.2015, 20:56) --------------------------------------------- Кстати, такое крепление поручневой антенны к стойке (на болтах) тоже достаточно интересно. Обычное исполнение - трубчатый хомут.
В общении предпочитаю на "ты". Для всех - просто Саша
Объясняю. "Поручневая антенна" представляет собой низкорасположенный разомкнутый несимметричный шлейфовый вибратор. По свойствам - это разновидность магнитной антенны. Поляризация у нее - вертикальная - это сочетание свойств идеально для приема. Но КПД шлейфовых антенн на передачу - 2-3 процента, и на передачу они работают хреново. В то же время идеальный штырь имеет КПД на передачу 47 процентов, в реале - 5-7 процентов, если нет хорошего противовеса. С другой стороны, наличие кольцевого или близкого к оному по форме противовеса позволяет при хорошем согласовании выжать из штыревой антенны на передачу 25-30 процентов. Мораль: для танка, оснащенного одним приемником штырь не очень-то нужен. Далее: для работы с мощностями 5-8 ватт на близком расстоянии (2-5 км) на прием/передачу достаточно одной поручневой антенны. Третье: при работе на максимальную дальность (~ 10 км) с передатчика мощностью единицы ватт без штыревой антенны с согласованным противовесом - никак. В этом случае роль противовеса выполняет поручневая антенна. И крайний вывод: для передатчика мощностью ~10 Вт (71ТК-2, 9-Р) для работы на дальностях 1-10 км одной штыревой антенны - за глаза
пишет "... На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной по периметру подбашенной коробки. Эти машины имели обозначение Т-26РТ." Получается несколько различное крепление. Правда он на следующей же странице приводит такое же фото как и всех и подписывает его "Двухбашенный танк Т-26РТ (с 37-мм пушкой “Гочкис”)".
вот в этом то и дело, что иных фото т-26РТ с поручневой антенной, установленной по периметру подбашенной коробки, не встречал
Согласен, ясности нет. Лично мне вообще не понятно как можно поставить поручневую антенну на двухбашенный танк ограничиваясь только подбашенной коробкой. Разве что стойки наклонять наружу.Выход один - найти хроники парада 7 ноября 1933 года.
Тем не менее, с вашего разрешения пойду дальше.
Рессоры оказывается также перетерпели ряд изменений. Не хитро догадаться, из-за всё возрастающей массы танка.
"В 1934 году была усилена подвеска: толщину рессоры увеличили с 5,5 мм до 6 мм." [3. стр.15]. Этого хватило не надолго и последовало еще одно усиление. По версии Коломийца и Свирина это осуществили как раз под установку конической башни (но еще без подбашенной коробки с наклонными листами) "...усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор) ... весной 1938 года" [4, стр.50; 5, стр.51]. Барятинский же считает, что это произошло в 1939 году, когда и башня и коробка обзавелись коническими очертаниями и не раскрывает сути усиления[3, стр.19]. Свирин (сам по себе) также относит усиление подвески к этому периоду и пишет, что новая модификация отличается "...усиленными рессорами, с пятью коренными листами (вместо трех)..." [1, стр.222], ему же вторит Коломиец [4, стр.51], а также Солянкин, который и раскрывает интригу: "Боевая масса машин выпуска 1938 г. составляла 9,8 т, при введении наклонной подбашенной коробки она возросла до 10,25 т. В связи с увеличением массы танка в 1939 г. была усилена подвеска машины за счет введения пятилистовых рессор вместо трехлистовых." [7, стр.76]. Резюмируя, можно определить следующую последовательность усиления рессор в 1938-1939 гг.: весной 1938 на танк поставили коническую башню и пока обошлись увеличением толщины листов в 1939 году реализовали коническую подбашенную коробку и предыдущего усиления уже не хватило. Таким образом утолщение рессор осуществлялось дважды в 1934 г. и 1938 г. Полмиллиметра в масштабе 1/35 это ничто, хотя за два раза и для нескольких листов прибавка станет ощутимой. Например на этом фото, толщина листа чуть больше 6 мм (13 листов на 90 мм).
Удалось найти и иллюстрации к 3-х и 5-ти листовым рессорам.
Здесь визуальная разница более ощутима (обратите внимание на катки: более ранние со шпильками, поздние - с болтами)
И возвратясь к модели (как ни странно - давно именно о ней не упоминалось). Производитель даёт правильную для 1935 года конфигурацию рессор, а вот смола "25069 Комплект ЗиП Т-26 Ходовая часть обр.1933 г." - врет.
Добавлено (13.02.2015, 04:08) --------------------------------------------- Немного уклонюсь в сторону от линии повествования, сохранив сам предмет.
Путешествую по сети в поисках материала по танку, нашел много чего интересного, ранее мне лично не известного или просто оставившего впечатление. Впечатление о той эпохе, её людях, которые самоотверженно и искренне строили светлое будущее своей страны, на обломках которого мы сейчас и живем: "До основанья, а затем...". Этим и хочу с вами поделиться. Во-первых это, на мой взгляд, действительно интересно, а во-вторых не хотелось бы это потерять .
Обсуждаемые ранее сходство и различие между танками серии БТ и Т-26, также задали некую тему, которую хочу немного продолжить. Машины эти хоть и разные, но имеющие похожую судьбу: обе родились за пределами страны, в которой бок о бок прожили долгую и насыщенную событиями жизнь, размножившись в тысячах реализациях.
Широко известным "летающим танком" в те годы однозначно были танки БТ. Да, были еще и танки с крыльями, но это единичные экземпляры, неизвестные широкой публике. А вот на регулярной основе летал именно этот танк.
Т-26 к летающим не отнести, но и его люди той эпохи звали в небо:
Приблизительно можно представить, что творилось при таких маневрах с людьми в машине, если даже в современности такие прыжки приводят к травмам экипажа (но не в наших машинах - информация из буквально на днях просмотренной передачи о танке Т-90).
Знаменит БТ еще и своей возможностью комбинировать колесно-гусеничный ход во всех комбинациях: от использования только одного движителя до их различных сочетаний.
Но и Т-26 был не чужд такой комбинаторике
(кадр из фильма "Тыл танкового батальона). Правда это не самостоятельное движение, а буксировка, но принцип тот же.
Уже давно мне известна способность танков БТ преодолевать водные преграды без мостов.
(кадр из фильма "Танкисты")
Лично меня это впечатлило настолько, что если я когда-нибудь буду делать модель БТ-2 или БТ-5, то обязательно попробую сделать такую "подставку". (Правда всегда вызывает недоумение смысл такой конструкции: это у моста сносят настил или его просто недоделывают?) Но оказывается точно по таким же "мостам" бегает и Т-26!
(Фото из газеты "Правда" от 31 мая 1935 года).
Может других и не было? Но скорее всего это именно бравада тех времен.
Если кого в свое время при просмотре фильма "Берегись автомобиля" поражала проходимость ГАЗ-21, "самостоятельно" выбирающегося из кювета
то что вы скажете об этих скалолазах?
(кадры из фильма "Танкисты"). Как минимум механик в машине ибо при спуске гусеница крутится и на горизонтали он сразу едет.
Добавлено (13.02.2015, 15:46) --------------------------------------------- Эти люди выпускали, отправляли и получали вот такие открытки
Свирин упоминает "Была изменена конструкция натяжного механизма гусеничных цепей..." [1, стр. 179], причем дата этого события невнятна - в районе 1935 года. Барятинский конкретизирует "В 1936 году...изменили натяжной механизм..." [3, стр.15]. Интересно, решил я и попытался найти этот самый "измененный механизм", но как не рыл, везде попадался классический зубчатый сегмент с собачкой.
И только когда ко мне попали рисунки из Руководства меня озарило: не измененный, а усовершенствованный. И смотрел я не туда. Всё зубчатое осталось на месте, добавился рычаг собачки (позиции 5-8)
рукоятка которого и является единственным внешним проявлением этого изменения. Стал понятен и смысл этого изменения: эту собачку в слое пыли и грязи наковырять для отжатия явно была непростая задача.
Второй фото - это финская реинкарнация, но более явного изображения я не нашел. Вот без рукоятки - сколько угодно.
И что интересно. Судя по этому фото
при натяжении гусеницы приходилось прилагать значительные усилия на не хилом таком рычаге (где этот хвастун Архимед со своим "Дайте мне точку опоры и я переверну Землю"). Финны это оглоблю возили с собой
а наши получается обходились ломом.
(Кадр из фильма "тыл танкового батальона") Библиотека китографий на www.in-mirror-scale.ru
Сообщение отредактировал fromSalekhard - Пятница, 15.06.2018, 07:08